Самоанализ муниципального казенного образовательного учреждения дополнительного образования «Центр развития творчества детей и юношества» Хвастовичского района Калужской области за 2020-2021 учебный год В самоанализе содержится информация о деятельности муниципального казенного образовательного учреждения дополнительного образования «Центр развития творчества детей и юношества» (далее – МКОУДО «ЦРТДЮ»). Цель самоанализа: обеспечение информационной открытости для широкой общественности в вопросах образовательной деятельности МКОУДО «ЦРТДЮ», результатах и проблемах его развития. Главной задачей данного самоанализа является ознакомление с работой МКОУДО «ЦРТДЮ», а также расширение круга социальных партнеров, повышение эффективности дополнительного образования детей в сотрудничестве с образовательными организациями. Раздел 1. Общая характеристика организации Полное наименование – муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр развития творчества детей и юношества» Хвастовичского района Калужской области. Краткое наименование – МКОУДО «ЦРТДЮ» Тип организации: образовательное учреждение дополнительного образования детей Вид организации: Центр развития творчества детей и юношества Организационно-правовая форма – казенное учреждение Учредитель – администрация МР «Хвастовичский район» Юридический адрес (местонахождение): 249364, с. Хвастовичи, ул. Димитрова, д. 1 Телефон: 91 - 9- 17 Факс: 91 - 9- 17 Адрес электронной почты: tsrtdya@yandex.ru Основные виды деятельности: реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства; обеспечение необходимых условий для разностороннего личностного развития, адаптация к жизни в обществе, профессиональное самоопределение и организация творческого труда учащихся в возрасте преимущественно от 6 до 18 лет; формирование общей культуры и здорового образа жизни, удовлетворение потребности в занятиях физической культурой и спортом; организация содержательного досуга. Администрация учреждения: Директор: Сидоров Владимир Ильич 2.Организация образовательного процесса в МКОУДО «ЦРТДЮ» Социальная ситуация на современном этапе выдвигает на первый план личность, способную действовать уверенно, владеющую культурой жизненного самоопределения, умеющую адаптироваться в изменяющихся условиях, т.е. личность социальнокомпетентную. В процессе ее становления значительная роль отводится дополнительному образованию, вооружающему ребенка не суммой знаний учебных предметов, а целостной культурой, которая дает свободу самоопределения личности. Такую свободу может обеспечить только хорошее качественное дополнительное образование. Деятельность педагогического коллектива муниципального казенного образовательного учреждения дополнительного образования «Центр развития творчества детей и юношества» основана на признании ведущих принципов образования: признание прав ребенка на свободное самоопределение и самореализацию во внеучебной деятельности учреждений дополнительного образования; развитие индивидуальности каждого человека в условиях дополнительного образования; непрерывность образования в педагогически управляемой и лично регулируемой деятельности растущего человека. Дополнительное образование является востребованным как для самих детей, так и для их родителей. Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр развития творчества детей и юношества» осуществляет свою деятельность в соответствии с основополагающими руководящими документами: законом «Об образовании в Российской Федерации», Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, образовательной программой, программой развития ЦРТДЮ, Уставом и локальными актами образовательной организации. Образовательная и воспитательная деятельность в нашем Центре в 2016 – 2017 учебном году осуществлялась на основе образовательных программ различной направленности: - художественная («Волшебный мир искусства», «Радуга», «Город мастеров», «Чудеса из бумажного листа», «Музыкальная шкатулка», «Ансамбль музыкальных инструментом «Бубенцы», «Новая волна», «Народное пение. Фольклор», «Чудесный короб», «Кукольный театр»); - туристско – краеведческая («Туристы»); - физкультурно – спортивная («Мир движений», «Волейбол», «Настольный теннис», «Полиатлон», «Легкая атлетика», «ОФП», «Самбо», «Хоккей»). В учебный план включены общеобразовательные дополнительные программы с одно-, двух-, трех- и более сроками обучения, различные по направленностям деятельности, учитывающие возрастные категории учащихся. Выбор образовательных направлений деятельности Центра обусловлен необходимостью взаимообогащения школьного и дополнительного образования. Образовательный процесс в 2016-2017 учебном году осуществлялся в 31 группе 16 творческих объединениях художественной (16 групп), физкультурно – спортивной (14 групп), туристско – краеведческой (1 группа) направленностей с общей численностью учащихся в 295 человек. В сравнении с 2015 - 2016 учебным годом количество объединений увеличилось на 2 объединения – это объединения «Творческая мозаика» и «Самбо», тем самым увеличился охват детей программами дополнительного образования. Предоставление образовательных услуг осуществляется на бесплатной основе. Посещать наш Центр может любой желающий учащийся в возрасте 6 – 17 лет. В 2016 2017 учебном году Центр творчества посещало 34 воспитанника из детского сада «Буратино», 12 учащихся– Теребенская средняя школа, 10 – Еленская средняя школа, 11 – Подбужская основная школа, 24 – Пеневичская основная школа, 3 – Красненская начальная школа, 1 ребенок, находящийся на домашнем обучении, но большее количество учащихся (200 человек) было из Хвастовичской средней школы. Обусловлено это, несомненно, близостью Центра и численностью учащихся данной школы. Педагогический процесс в нашем Центре направлен на формирование и создание для каждого ребёнка комфортной образовательной среды, среды неформального общения. Приоритетными направлениями работы Центра в 2016 - 2017 учебном году были: 1. Развитие творческих способностей учащихся. Создание системы поддержки талантливых детей, и их сопровождение в течение всего периода обучения в ОУ. 2. Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся. Учебная деятельность Центра регламентируется учебным планом, в котором обозначены направленность творческого объединения, нагрузка, часы в неделю, в год; годы обучения учащихся; количество учащихся и групп/подгрупп по годам обучения. Учебный план выстроен в соответствии с основными требованиями СанПин. Для более полного и широкого охвата творческие объединения работали по расписанию все дни недели, кроме воскресения. Многие педагоги использовали различные формы занятий в выходные и каникулы: экскурсии, ярмарки - выставки, организация массовых мероприятий, конкурсов. Для проверки знаний педагоги проводят мониторинг реализации образовательных программ, который включает: вводную диагностику (в начале года), которая проходит в форме собеседования, тестирования, беседы; текущую (промежуточную) диагностику, которая включает уровень освоения знаний, развития, умений; уровень развития творчества и социальной активности; итоговую диагностику: в творческих объединениях художественной направленности – тестирование, выставки, отчетные концерты, мастер-классы, фестивали и конкурсы; в объединениях физкультурно – спортивной направленности – зачеты, сдача нормативов (в конце учебного года); в объединениях туристско-краеведческой направленности - защита творческих работ, рефераты, туристические походы, зачеты (в конце учебного года). Качество образования и его эффективность в наибольшей степени зависит от профессиональных характеристик педагогического коллектива, его квалификации, способности к восприятию нововведений. Высококвалифицированный педагогический коллектив – основа успешного функционирования и развития учреждений. Кадровая ситуация учреждений выглядит следующим образом: в 2016-2017 учебном году в Центре работало 18 педагогических работников (методисты – 2, педагог – организатор – 1, инструктор по физической культуре – 1, педагоги дополнительного образования - 14), из них 4 педагога - совместители. 2 работника имеют высшую квалификационную категорию, 9 работников - 1 квалификационную категорию, 2 работника - соответствие занимаемой должности, 4 работника – не имеют категорию. Одним из основных показателей результативности работы педагогов и уровня качества образовательной деятельности программ являются достижения учащихся на конкурсах различного уровня. По результатам 2016 – 2017 учебного года наши учащиеся неоднократно становились победителями и призерами, областных фестивалей, конкурсов, выставок: - Трахачева Арина, 13 лет, т/о «Туристы», МКОУДО «ЦРТДЮ» структурное подразделение «ФОК», руководитель Вождаев М. Д. - 1 место в областном фотоконкурсе «Не устаем удивляться!»; - Трахачева Анастасия, 17 лет, т/о «Колорит» руководитель Юферева М.Н. - 2 место в областном конкурсе – фестивале детского творчества «Угра – Пояс Пресвятой Богородицы»; - Саваткина Ксения, 13 лет, т/о «Духовный сад» руководитель Кузина А.Е. - 2 место в областном конкурсе – фестивале детского творчества «Угра – Пояс Пресвятой Богородицы»; - Ползикова Анастасия, 14 лет, т/о «Колорит», МКОУДО «ЦРТДЮ», руководитель Юферева М. Н. – 2 место в областном заочном конкурсе детского творчества «Дорога глазами детей»; - Грабаровская Анастасия, т/о «Кукольный театр» МКОУДО «ЦРТДЮ», руководитель Грабаровская М.Н. - победитель областного этапа Всероссийского детского экологического форума «Зеленая планета 2017»; - Ползикова Анастасия, т/о «Колорит», МКОУДО «ЦРТДЮ», руководитель Юферева М. Н.- лауреат областного этапа Всероссийского детского экологического форума «Зеленая планета 2017»; - Корсикова София т/о «Хоббилэнд», МКОУДО «ЦРТДЮ», руководитель Савинова Н.А. – 2 место в областной епархиальной выставке пасхальных композиций в рамках семейного праздника «Пасха Красная»; - Пиляева София т/о «Хоббилэнд», МКОУДО «ЦРТДЮ», руководитель Савинова Н.А. – 2 место в областной епархиальной выставке пасхальных композиций в рамках семейного праздника «Пасха Красная»; - Нестерова Варвара т/о «Хоббилэнд», МКОУДО «ЦРТДЮ», руководитель Савинова Н.А. – 3 место в областной епархиальной выставке пасхальных композиций в рамках семейного праздника «Пасха Красная»; - Трахачева Анастасия, 17 лет, т/о «Колорит», руководитель Юферева М.Н. - победитель в номинации «За наиболее яркое отражение темы и технику выполнения работы» областной выставки – конкурса изобразительного искусства и декоративно – прикладного творчества «Палитра ремесел»; - Евсина Валерия, 13 лет, т/о «Колорит», МКОУДО «ЦРТДЮ», руководитель Юферева М. Н. – 1 место в областном конкурсе рисунков «Заповедники и национальные парки – гордость России». В 2016 – 2017 учебном году Центр творчества сотрудничал с 9 школами 1 детским садом района. Для данных образовательных организаций в течение учебного года проводились следующие мероприятия: - технической направленности (Конкурс детско – юношеского творчества по пожарной безопасности «Неопалимая Купина», Фестиваль творчества юных по противопожарной тематике «Таланты и поклонники»). - художественно – творческой направленности (Акция - выставка «Лето - 2016», Фестиваль «Поэзия есть высший род искусства», Фестиваль школьной прессы образовательных организаций, Смотр - конкурс информационных материалов учащихся по ЗОЖ «Здоровье – это здорово!», Заочный конкурс детского творчества «Дорога глазами детей», Конкурс детского и юношеского литературного творчества и художественного слова «Дети и книга», Фестиваль детских театральных коллективов «Театральная юность России», Выставка - конкурс изобразительного искусства и декоративно – прикладного творчества «Палитра ремёсел», Конкурс юных чтецов «Живая классика», Детский творческий конкурс «Минута славы», Творческий конкурс «Будь готов! Всегда готов!», Конкурс «Лучший читающий школьник», Конкурс детского творчества «Юные таланты»). - патриотической XX век», направленности (Творческий конкурс «Человек в истории. Россия Акция «Галерея толерантности», приуроченная Международному дню толерантности, Акция «День отличника», Проект по добровольчеству «Важное дело» по профилактике правонарушений, наркомании и асоциальных явлений среди учащихся Хвастовичского района в 2016 году, Акция «Мы – граждане России!», Конкурс сочинений, посвященный событиям отечественной истории первой четверти XX века, Конкурс юных фотолюбителей «Юность России», Историкопатриотическая акция «Щит России», приуроченная ко Дню памяти участников локальных войн, Конкурс детского творчества «Дети – Творчество – Право», Конкурс творческих проектов учащихся «Моя семейная реликвия», Заочный конкурс лидеров детских общественных объединений «Я – Лидер», Детский фестиваль - конкурс «Святые заступники Руси», Акция «Я – гражданин России», Конкурс «Доброволец года - 2017», Акция «Единый день выборов в органы ученического самоуправления», Акция «Настоящий супергерой», приуроченная ко Дню Победы в Великой Отечественной войне, Акция «Письма Победы», приуроченная ко Дню Победы в Великой Отечественной войне). К - эколого – биологической направленности (Экологическая акция «Найти и сохранить», Районный этап Всероссийского конкурса «#ВместеЯрче», Конкурс фотографий «Мир вокруг нас», Районный этап Всероссийского детского экологического форума «Зеленая планета 2017»). - туристко - краеведческой направленности (Конкурс паспортов краеведческих объектов «Познай свой край», Конкурс на лучшую краеведческую находку года, Фотоконкурс «Не устаем удивляться!»)/ - физкультурно – спортивной направленности (Районная спартакиада школьников, ГТО) Хочется отметить, что количество конкурсов с каждым годом растет, но при этом и количество участников также увеличивается. Все школы активно участвуют в данных мероприятиях и занимают призовые места, как на уровне района, так и на уровне области. Все итоги районных, областных и Всероссийских конкурсов размещены на нашем сайте. Также МКОУДО «ЦРТДЮ» ведет совместную деятельность со школами по развитию детского движения и добровольчества на территории района. В 2016 – 2017 учебном году во всех школах района активно работали 9 детские общественных организаций с общей численность в 490 детей и 7 волонтерских отрядов в средних и основных школах с общей численностью в 98 учащихся. В течение учебного года Центр творчества выдает волонтерские книжки, учащимся, желающими стать добровольцами и вступившим в волонтерские отряды общеобразовательных организаций, куда в дальнейшем им вносится стаж волонтерской деятельности. Традиционными для нас стали такие мероприятия как: - конкурс лидеров детских и молодежных общественных объединений «Я – Лидер»; - проект по добровольчеству «Важное дело», в рамках которого волонтеры ведут пропаганду здорового образа жизни, профилактики употребления психоактивных веществ в подростковой среде; агитационную работу по соблюдению правил дорожного движения среди населения района, занимаются благоустройством территории; оказывают адресную помощь ветеранам, детям-сиротам, инвалидам и другим социальным группам нуждающихся граждан. - акции «Галерея толерантности», «Мы – граждане России», «Щит России», «Письма Победы», «Настоящий супергерой», «Я – гражданин России», «Посади дерево – помоги планете». По итогам работы за 2016 – 2017 учебный год лучшие детские организации и волонтерские отряды были награждены дипломами и памятными подарками. Хочется отметить, что с 2016 – 2017 учебного года в области заработал пилотный проект по развитию Российского движения школьников. Для апробации проекта в Калужской области было выбрано 15 самых активных школ, среди них и школа нашего района – это МКОУ «Хвастовичская средняя школа» и ее детская организация «Галактика» (руководитель Субботникова Е. С.). С этого учебного года РДШ заработает во всех школах района. По такому случаю программой ежегодного районного лагерного сбора актива школьников стала программа «Развитие деятельности детских общественных объединений в рамках направлений работы Российского движения школьников». В 2016 – 2017 учебном году сбор проходил на базе нашего Центра. Данный лагерный сбор объединил 30 активных девчонок и мальчишек в возрасте 11 – 14 лет образовательных организаций района. Каждый участник получил полный багаж знаний, умений и новых идей, которые, несомненно, пригодятся им в дальнейшей работе в детских общественных объединениях на местах. Также в течение 2016 - 2017 учебного года учащиеся образовательных организаций района смогли принять участие в лагерных сборах актива школьников «Ровесник» на базе ООО Санаторий «Вита» (г. Анапа, 7 - 27 сентября 2016 года) - 4 учащихся Хвастовичской средней школы и на базе ЗОЛ «Звездный». 31 октября – 6 ноября 2016 г.) – 5 учащихся Теребенской средней школы, 312 января 2017 г.) – 6 учащихся Хвастовичской средней школы, 23 марта – 1 апреля 2017 г.) – 11 учащихся Хвастовичской средней школы, 6 - 17 августа 2017 г.) – 17 учащихся Хвастовичской средней школы, 19 - 30 августа 2017 г.) - 3 учащихся Хвастовичской средней школы, 4 учащихся Теребенской средней школы. Всего в 2016 - 2017 учебном году смогли отдохнуть и оздоровиться 49 учащихся. Раздел 4. Перспективы и планы развития Основные результаты деятельности по итогам 2016 - 2017 года свидетельствуют о стабильности и эффективности функционирования и развития учреждения. Таким образом, в качестве позитивных аспектов развития деятельности МКОУДО «ЦРТДЮ» можно выделить: сформированность стабильного творческого педагогического коллектива единомышленников, стремящихся к достижению профессиональных и личностных высот, поддержанию высокого статуса уорганизации; непрерывное развитие целостной сети детских секций, объединений, обеспечивающих удовлетворение разнообразных интересов и потребностей детей и родителей; увеличение спектра образовательных программ, привлекательных для обучающихся среднего и старшего возраста; осуществление деятельности по достижению качества образовательного процесса на основе применения современных образовательных технологий, особый акцент делался на развитие здоровьесберегающих и информационно-коммуникационных технологий; результативность образовательной деятельности подтверждается: данными, отражающими стабильность детского контингента, значительными творческими достижениями обучающихся при участии в конкурсах и соревнованиях, показателями по выполнению спортивных разрядов, положительной динамикой по количеству выпускников, прошедших полный курс обучения по дополнительным образовательным программам; доброжелательный микроклимат психологическую атмосферу. учреждения, позитивную эмоционально- Вышеперечисленные аспекты являются позитивными предпосылками для дальнейшего развития деятельности МКОУДО «ЦРТДЮ». Вместе с тем дальнейшее развитие требует постановки новых задач, направленных на повышение качества образования и удовлетворение социального запроса общества. Перед педагогическим коллективом МКОУДО «ЦРТДЮ» стоят задачи: обеспечение гражданского и социального становления личности на основе развития разнообразных форм творческих мероприятий: через участие в акциях, творческих встречах, экспедициях, концертных выступлениях, организации выставок патриотического содержания; развитие инфраструктуры организации, в том числе деятельность по материальнотехническому обеспечению; обучение педагогического коллектива эффективному использованию информационнокоммуникационных технологий в образовательном процессе; создание условий для дальнейшего развития информатизации образовательного процесса, расширения сфер использования педагогами информационнокоммуникационных технологий, в том числе развитие системы обобщения и распространения педагогического опыта через работу сайта; повышение профессионализма педагогов через организацию и участие в курсах повышения квалификации, участие педагогов в профессионально-творческих конкурсах, в том числе конкурсах проектов, научно-практических конференциях разного уровня; формирование системы по привлечению дополнительных средств на развитие материально-технической базы организации с целью повышения качества и результативности образовательного процесса.