Отдел образования администрации МР «Хвастовичский район» Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр развития творчества детей и юношества» Хвастовичского района Калужской области Принято на педсовете протокол № ______ от ______ Утверждаю: Директор МОУДОД «ЦРТДЮ» ____________ В.И. Сидоров ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Волшебный мир искусства» Возраст учащихся - 6-16 лет Срок реализации - 4 года Автор составитель - М. Н. Панова Должность - педагог дополнительного образования Программа разработана в 2010 году Дата корректировки - 2021год с. Хвастовичи, 2022г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Формирование личности может быть эффективным лишь в том случае, если в этом процессе будет актуализирован творческий потенциал человека в различных видах деятельности. Большие возможности в развитии творчества заключает в себе изобразительная деятельность. В общеобразовательной школе на предмет «Изобразительное искусство» отводится лишь один час в неделю, поэтому наиболее полно и доступно вопросы приобщения детей к культуре, организации их содержательного досуга, трудового и нравственного воспитания можно решать в условиях учреждении дополнительного образования детей, где такие предметы как рисунок, живопись, композиция, лепка, прикладное искусство изучаются в единстве. Посещение этих занятий – благотворная возможность для развития творческого воображения и зрительной памяти, пространственных представлений, художественных способностей, изобразительных умений, волевых свойств, качеств личности ребёнка, его индивидуальности. Одним из основных направлений педагогической деятельности является тактичное и ненавязчивое стремление педагога вызвать у ребенка восхищение и радость от своей творческой работы, помочь ему испытать чувство восторга от созданной красоты. Данная программа является модифицированной и имеет художественную направленность. Она создаёт условия, обеспечивающие развитие творческих способностей детей и подростков с учетом их возможностей и мотивации. Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение программы с требованиями жизни. Новизна программы состоит в том, что в процессе обучения учащиеся получают знания закономерностей строения формы, о линейной и воздушной перспективе, цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, а так же наиболее выдающихся мастерах изобразительного искусства, красоте природы и человеческих чувств. ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ – способствовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка, через различные виды изобразительной и прикладной деятельности. Для достижения поставленной цели необходимо решать следующие задачи: Обучающие: • Обучение основам изобразительной грамоты и формирование художественных знаний, умений. • Формирование умений работы с различными материалами и инструментами. Развивающие: • Развитие чувства цветовой гармонии, композиции, построения, основ познания формы и объема. • Развитие наблюдательности, фантазии, способности проявлять творческий интерес. •Развитие умения выражать свое отношение к природе в создаваемом художественном образе. •Развитие эстетического вкуса и чувства меры при рисовании и изготовлении поделок. • Стимулирование и поощрение желания детей выполнять задание по-своему, дополняя выразительными деталями. Воспитательные: • Формирование коммуникативных умений и создание атмосферы увлеченности, взаимопонимания и взаимоуважения в процессе работы. • Формирование устойчивого интереса к художественной деятельности. • Воспитание художественного вкуса в умении подбирать красивые сочетания цветов. • Воспитание стремления к разумной организации своего свободного времени. Помощь детям в их желании сделать свои работы практически значимыми. Поставленные цель и задачи реализуются через работу с детьми по следующим направлениям: рисунок, живопись, декоративно-прикладное творчество, лепка, оформительская деятельность. Для выполнения поставленных задач необходимо наглядно показывать детям, как правильно держать в руке те или иные инструменты, как использовать их в работе, как передавать друг другу, чистить, хранить. В практических работах умения закрепляются, в ходе повторения – совершенствуются, а на основе применения отработанных приемов на практике у детей формируются умения работы с различными инструментами и материалами. При выполнении некоторых видов работ по программе, организуется коллективный труд учащихся. Позитивность коллективного труда в том, что дети общаются не только с педагогом, родителями, но и между собой по поводу своей творческой работы. При коллективной форме работы, в процессе занятий, у учащихся развиваются умения, необходимые каждому человеку. Образовательный процесс имеет ряд преимуществ: •занятия в свободное время; •обучение организовано на добровольных началах всех сторон (дети, родители, педагоги); •детям предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных форм занятий. Набор детей в возрасте 6-8 лет в группы осуществляется независимо от их способностей и умений. Общеобразовательная программа «Волшебный мир искусства» рассчитана на четыре года обучения и ориентирована на детей 6 – 15 лет. При разработке второго, третьего и четвертого года обучения, данная программа сохраняет связующие нити – от одного занятия к другому; от года к году. Группы первого и второго годов обучения делятся на две подгруппы. В группу первого года обучения набирается 12 человек (по 6 человек в подгруппах). В группу второго года обучения набирается 12 человек В группу третьего года обучения набирается 9 человек . В группу четвертого года обучения набирается 8 человек. Всего 41 учащийся. Набор детей и деление их на подгруппы происходит в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения) СанПиН 2.4.4.1251-03 раздел 5.3. Учащиеся будут заниматься по данной программе в творческом объединении «Колорит». Занятия будут проводиться на базе МОУДОД «ЦРТДЮ». Режим работы: 1 год: 1 раз в неделю по 1 часа – 36 часов; 2 год: 1 раз в неделю по 2 часа – 72часа; 3 год: 1 раз в неделю по 2 часа – 144 часа; 4 год: 2 раза в неделю по 2 часа – 144часа. Главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки учащегося является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, упорно добиваться нужного результата, ведь овладеть всеми секретами изобразительного искусства может каждый, по-настоящему желающий этого ребенок. Дети, в процессе усвоения программных требований, получают и допрофессиональную подготовку. На первом году обучения дети и младшей группы и старшей всматриваются в окружающий мир, получают начальное представление об основах художественного и декоративного творчества, приобретают первоначальные умения работы с различными художественными материалами. Система контроля включает не только педагогическую оценку, но и взаимоконтроль, участие детей в коллективных и индивидуальных выставках. Высшей оценкой может служить призовое место в районном, областном, Всероссийском конкурсе, выставке. К концу первого года обучения учащиеся должны получить простейшие сведения о композиции, цвете, рисунке, приёмах декоративного изображения растительных форм и форм животного мира. Должны знать: - названия цветов; - элементарные правила смешения цветов; - понятия «живописец», «график», «теплый цвет», «холодный цвет». Должны уметь: - правильно сидеть за столом, мольбертом, держать лист бумаги, карандаш; свободно работать карандашом - без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги; - передавать в рисунке простейшую форму, общее пространственное положение, основной цвет предметов; - правильно работать акварелью и гуашью - разводить и смешивать краски, ровно закрывать ими нужную поверхность; - выполнять простейшие узоры в полосе, круге из декоративных форм растительного мира; - применять приёмы рисования кистью элементов декоративных изображений; - узнавать изображенные на картине или иллюстрации предметы, явления, действия; - пользоваться материалами и приемами работы в технике «батик». На втором году обучения углубляются и оттачиваются умения и знания. Поставленные задачи усложняются, побуждая ребёнка к творческому поиску. В течение второго года обучения учащиеся должны получить простейшие сведения о композиции, цвете, рисунке и знать: - доступные сведения о культуре и быте людей на примерах произведений известнейших центров народных художественных промыслов (Гжель, Хохлома, Хлуднево); - начальные сведения о декоративной росписи; - основные законы цветоведения; - простейшие принципы воздушной и линейной перспективы; - начальные сведения о пропорции лица человека; - основные принципы стилизации растительных форм; - отличительные особенности витража, мозаики, папье маше. К концу второго года обучения учащиеся должны уметь: - выражать своё отношение к рассматриваемому произведению искусства; - сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом, использовать линию симметрии в рисунках с натуры и узорах; - правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции, конструктивное строение, цвет; - соблюдать последовательное выполнение рисунка (построение, прорисовка, уточнение общих очертаний и форм; - чувствовать и определять холодные и тёплые цвета; - использовать особенности силуэта, ритма, элементов в полосе, прямоугольнике, круге; - творчески применять простейшие приёмы народной росписи: цветные круги и овалы, обработанные тёмными и белыми штрихами, точками в изображении декоративных цветов, листьев; своеобразие приёмов в изображении декоративных ягод, трав; - расписывать готовые изделия согласно эскизу; - стилизовать растительную форму. На третьем году выполняются задания на более высоком творческом уровне. Появляются элементы более глубокой художественной подготовки. Задания усложняются, время работы над каждым произведением увеличивается для того чтобы сделать его максимально проработанным и законченным. В течение третьего года учащиеся должны ознакомиться с основными видами и жанрами изобразительного искусства и знать: - начальные сведения о средствах выразительности и эмоционального воздействия рисунка (линия, композиция, контраст света и тени, сочетание оттенков цвета, колорит и т. п.); - основные средства композиции: высота горизонта, точка зрения, контрасты, цветовые отношения, выделение главного центра; - основные сведения о линейной перспективе, линии горизонта, точке схода и т. д.; - начальные сведения о светотени (свет, тень, полутень, блик, рефлекс, падающая тень.), зависимости освещения предмета от силы и удалённости источника освещения - деление цветового круга на группы тёплых и холодных цветов; - изменение цвета в зависимости от расположения предмета в пространстве (для отдельных предметов - смягчение очертаний, ослабление яркости и светлоты цвета); - закономерности конструктивного строения изображаемых предметов; - различные приёмы работы карандашом, акварельными, гуашевыми, масляными красками; - пропорции лица и фигуры человека. К концу третьего года должны уметь: - рассматривать произведение искусства и определять его принадлежность к тому или иному виду или жанру искусства; - видеть цветовое богатство окружающего мира и передавать свои впечатления в рисунке; - чувствовать и определять красоту линий, формы, цветовых оттенков объектов в действительности и в изображении; выполнять изображение отдельных предметов с использованием перспективы; - выделять интересное, наиболее впечатляющее в сюжете, подчеркивать размером, цветом главное в рисунке; - передавать в рисунках свет, тень, полутень, блик, рефлекс, падающую тень; - передавать в изображениях объёмную форму, конструктивно- анатомическое строение лица человека. - применять знания о пропорциях тела человека при изображении статичной фигуры. На четвертом году учащиеся должны знать: - особенности художественных средств различных видов и жанров изобразительного искусства; - закономерности конструктивного строения изображаемых предметов, основные закономерности наблюдательной, линейной и воздушной перспективы, светотени, элементы цветоведения, композиции. - различные приёмы работы карандашом, акварелью, гуашью; - знать деление изобразительного искусства на жанры, понимать специфику их изобразительного языка; - роль изобразительного искусства в духовной жизни человека, обогащение его переживаниями и опыт предыдущих поколений. уметь: - применять на практике законы цветоведения, правила рисунка, живописи и композиции, чувствовать и уметь передать гармоничное сочетание цветов, тональные и цветовые отношения; - правильно определять размер, форму, конструкцию и пропорции предметов и грамотно изображать их на бумаге; - передать в работе не только настроение, но и собственное отношение к изображаемому объекту; - передавать в рисунке, живописи и сюжетных работах объем и пространственное положение предметов средствами перспективы и светотени; - наблюдать в природе и передавать в сюжетных работах влияние воздушной перспективы; - в сюжетных работах передавать движение; - искать наилучшее композиционное решение в эскизах, самостоятельно выполнять наброски и зарисовки к сюжету; - творчески видеть и корректно обсуждать выполненные работы. Учащиеся смогут решать следующие жизненно-практические задачи: - владеть гуашевыми, акварельными красками, графическим материалом, использовать подручный материал; - выполнять рисунки, композиции, панно, аппликации; - работать по репродукциям, картинам выдающихся художников и рисункам детей; - делиться своими знаниями и опытом с другими учащимися; прислушиваться к их мнению; - понимать значимость и возможности коллектива и свою ответственность перед ним. Учащийся способен проявлять следующие отношения: - проявлять интерес к обсуждению выставок собственных работ; - эмоционально откликаться на красоту времен года, явления окружающей жизни, видеть красоту людей, их поступков; - слушать собеседника и высказывать свою точку зрения; - предлагать свою помощь и просить о помощи товарища; - понимать необходимость добросовестного отношения к общественнополезному труду и учебе. В младшей группе главное внимание уделяется тренировке рук и стимулированию фантазии. Вырабатываются умения работы карандашами и фломастерами, получают более углубленное представление о художественных материалах. Они работают углем, восковыми мелками, тушью, пастелью, знакомятся техникой росписи ткани. Изучаются свойство и методы работы с различными красками - гуашевыми, акварельными, дети учатся передавать в рисунке пластику предметов, движений, обобщать форму исключая мелкие детали, пытаются делать простые самобытные вещи. Перед детьми второй группы ставятся задачи, которые направлены на развитие их творческих способностей и требуют от них большей работы ума, фантазии и воображения. Дети тщательно изучают технику и приемы работы гуашью, получают представление о наиболее важных законах перспективы, доступных их возрасту, об искусстве современного дизайна; обучаются передаче объема штрихом, тоном, получают понятие о симметрии, объеме, пространстве, свойствах цвета. Дети учатся видеть прекрасное в простых вещах, которые окружают их жизнь. Старшая группа изучает линейную и воздушную перспективу, взаимное влияние цветов, цветовые отношения, пропорции лица фигуры, закрепляют и совершенствуют навыки и умения работы различными художественными материалами. Принципы обучения: - эмоционально положительное отношение учащихся к деятельности основное условие развития детского творчества; - учёт индивидуальных особенностей детей - одно из главных условий успешного обучения; - последовательность освоения учебного материала – от простого к сложному, от учебных заданий к творческим решениям; Способом контроля и оценки в данном творческом объединении служат областные, районные выставки. Лучшими оформленными работами украшаются стены кабинета. Методы обучения: • репродуктивный (воспроизводящий); •иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); •проблемный (педагог ставит проблему и решает её вместе с детьми); •эвристический (проблема ставится детьми, ими же предлагаются пути решения). Основные принципы, заложенные в основу творческой работы: - научности (детям сообщаются знания о форме и цвете, композиции и др.); - поэтапности (последовательность, приступая к очередному этапу нельзя миновать предыдущий); - динамичности (от самого простого к сложному); - выбора (решений по теме, материалов и способов без ограничений); - интегративности (синтез искусств). Способы проверки знаний и умений •начальная диагностика; •промежуточная аттестация; •итоговая аттестация. Виды и формы контроля знаний и умений •Вводный контроль - собеседование, анкетирование. •Текущий контроль - проверка и оценка результатов каждого занятия. Беседы в форме «вопрос-ответ», самостоятельная работа, беседы с элементами викторины, контрольные задания, тестирование, конкурсных программы. •Промежуточный контроль (проводится в конце первого полугодия). •Итоговый контроль (проводится накануне перевода на следующую ступень обучения) – основная форма подведения итогов обучения; участие в районных, областных и Всероссийских выставках, а также зачетная работа по заданной теме или по выбору. Способы организации контроля •индивидуальный; •фронтальный; •групповой; •коллективный. Формы подведения итогов •выставки и конкурсы (районные, областные, всероссийские); •зачетные занятия по теме; •защита творческих проектов. Учебно-тематический план Первый год обучения № Разделы, темы п/п 1 В том числе Способы контроля теория практика 4 4 занятие-игра 1.1 «Волшебный мир искусства» 0,5 0,5 Беседа, обсуждение 1.2 «Что могут краски» 0,5 0,5 Беседа, обсуждение 1.3 «Радуга над лужайкой» 0,5 0,5 Беседа, обсуждение 1.4 «Осень. Листопад» 0,5 0,5 Наблюдение, обсуждение 1.5 «Ледяная рапсодия» 0,5 0,5 Беседа, обсуждение 1.6 «Северное сияние» 0,5 0,5 Беседа, обсуждение Радужный мир 2 1.7 «Грустный дождик» 0,5 0,5 Наблюдение, обсуждение 1.8 «Снежный ритм» 0,5 0,5 Выставка 3 3 0,5 0,5 Беседа, обсуждение 0,5 0,5 Беседа, обсуждение 2.3 «Рябиновые бусы» 0,5 ,0,5 Беседа, обсуждение 2.4 «Фрукты» 0,5 0,5 Беседа, наблюдение, обсуждение 2.5 «Абстрактная композиция №1» 0,5 0,5 Беседа, обсуждение 2.6 « Абстрактная композиция № 0,5 0,5 Выставка Моя волшебная страна 4 2 3.1 «Замки настроений» 0,5 0,5 Беседа, обсуждение 3.2 «Розовая страна» 0,5 0,5 Беседа, обсуждение 3.3 «Город почемучек» 1,5 0,5 Беседа, обсуждение 3.4 «Страна насекомых» 1,5 0,5 Выставка 2 2 4.1 «Водоросли» 0,5 0,5 Наблюдение, обсуждение 4.2 «Водоросли» 0,5 0,5 Наблюдение, обсуждение 4.3 «Весёлый краб» 0,5 0,5 Наблюдение, обсуждение 4.4 «Весёлый краб» 0,5 0,5 Беседа, обсуждение 3 3 0,5 0,5 Калейдоскоп 2.1 «Геометрический орнамент в полосе» 2.2 «Геометрический орнамент в квадрате» 2» 3 4 5 Подводное царство И осень и зима 5.1 «Ежата» Беседа, обсуждение 6 5.2 «Рыженькая белка» 0,5 0,5 Беседа, обсуждение 5.3 «Пушистая кошка» 0,5 0,5 Беседа, обсуждение 5.5 «Снегопад» 0,5 0,5 Наблюдение, обсуждение, беседа 5.6 «Деревья в зимнем лесу». 0,5 0,5 Выставка Весна красна 3 2,5 6.1 « Бабочка» 0,5 0,5 Беседа, наблюдение, обсуждение 6.2 «Павлин». Эскиз в цвете. 0,5 0,5 Беседа, обсуждение 6.3 «Ирисы». Эскиз. 0,5 0,5 Беседа, обсуждение 6.4 «Весёлые ручейки» 0,5 0,5 Наблюдение, обсуждение, беседа 6.5 «Грачи прилетели» 0,5 0,5 Наблюдение, обсуждение, беседа 1 - Выставка, обсуждение 1 - 18,5 16,5 6.6 Подведение итогов года. Оформление итоговой выставки. Итого Содержание учебных тем Первый год обучения 1.Радужный мир (8 часов). Теоретическая часть: ●знакомство с художественными материалами (простой карандаш, акварельные и гуашевые краски) и приёмами работы с ними; ●основы цветоведения; ●основные цвета, смешение цветов, холодные цвета, теплые цвета; ●художественный язык изобразительного искусства: линия, пятно, штрих, мазок, точка. Формы подведения итогов: Коллективное обсуждение работ, выбор лучших 1.1 «Волшебный мир искусства» (1 час). Занятие (Введение в общеобразовательную программу) Практическая работа: знакомство со спектром, с различными видами изобразительного искусства. Материалы: цветная бумага, шаблоны цветов, краски, кисти, клей, магнитофон с записью инструментальной музыки. Зрительный ряд: иллюстрация с изображением радуги; цветик - семицветик разборный (объёмный); таблицы – подсказки с приемами работы кистью; изображение ворот в сказочную страну; изображение сказочной страны; иллюстрации с изображением портрета, пейзажа, натюрморта; цветики – семицветики по количеству детей; ребусы со словами кисточка, краски, карандаш, акварель. 1.2 «Что могут краски» (1 час). Практическая работа: изучение изобразительных возможностей акварели. Основные цвета. Смешение красок. Материалы: акварель, бумага, кисти. Зрительный ряд: таблица с изображением основных цветов. 1.3 «Радуга над лужайкой» (1 час) Практическая работа: знакомство со спектром. Отработка приёма проведения непрерывных красочных линий. Материалы: акварель, бумага, кисти. Зрительный ряд: цветик-семицветик изображением радуги. разборный, иллюстрация с 1.4 «Осень. Листопад» (1 час). Практическая работа: знакомство с тёплыми цветами, смешение тёплых цветов. Отработка приёма равномерных акварельных заливок. Материалы: акварель, бумага, кисти. Зрительный ряд: таблицы с изображением теплых и холодных цветов и их ассоциации (желтый-солнце, красный-огонь и т. д.). 1.5 «Ледяная рапсодия» (1 час). Практическая работа: смешение холодных цветов. Отработка приёмов равномерных заливок. Материалы: акварель, бумага, кисти. Зрительный ряд: таблицы с изображением теплых и холодных цветов и их ассоциации ( желтый-солнце, красный-огонь и т. д.) 1.6 «Северное сияние» (1 час) Практическая работа: работа в смешанной гамме цветов. Сочетание равномерных заливок и направленного мазка Материалы: акварель, бумага, кисти, пастель. Зрительный ряд: фотографии северного сияния, таблицы с изображением теплых и холодных цветов и их ассоциации ( желтый-солнце, красный-огонь и т. д.) 1.7 « Грустный дождик» (1 час) Практическая работа: знакомство с ахроматическими цветами, создание образа дождя. Использование ограниченной палитры. Беседа о передаче Чувств через иллюстративный материал. Материалы: акварель, бумага, кисти. Зрительный ряд: репродукции картин художников - Ф. Васильев, Левитан, Крамской. Фотографии природы при дождливой погоде. И. 1.8 «Снежный ритм» (1 час). Практическая работа: дать понятие ритма. Правила выполнения орнамента в круге. Разбеливание и утемнение красок. Материалы: Черная, белая и синяя краски, гуашь, кисти. Зрительный ряд: таблицы с изображением орнамента в круге, таблица, показывающая изменение цвета вследствии разбеливания и утемнения. 2. Калейдоскоп (7 часов). Теоретическая часть: ●знакомство с разными видами орнаментов (геометрический, растительный, зооморфный); ●знакомство с основными законами композиционного построения орнамента (виды ритма, симметрия, асимметрия, нюансы, контрасты, композиционный центр); ●выполнение декоративных композиций в круге, квадрате, полосе; ●абстрактные композиции. Формы подведения итогов: Коллективное обсуждение работ, выбор лучших и оформление минивыставки. Проведение опроса в форме игры. 2.1 «Геометрический орнамент в полосе» (1 час). Практическая работа: виды ритма (горизонтальный, вертикальный). Простой и сложный ритм. Отработка приёма работы колерами. Материалы: тонированная бумага, линейка, карандаш для построения сетки, гуашь, кисти. Зрительный ряд: таблицы с изображением орнаментов в полосе, 2.2 «Геометрический орнамент в квадрате» (1 час). Практическая работа: понятие композиционного центра. Центральнолучевая композиция. Отработка приёма работы колерами. Материалы: тонированная бумага, гуашь, кисти. Зрительный ряд: таблицы с изображением орнаментов в квадрате. 2.3 «Рябиновые бусы» (1 час). Практическая работа: Знакомство с приёмом стилизации. Выполнение зарисовки с натуры и стилизация объекта на её основе. Выделение главного в объекте, отбор наиболее выразительных деталей, удаление второстепенного. Понятие условного, декоративного цвета. Материалы: бумага, гуашь, кисти. Зрительный ряд: вышитые полотенца, содержащие изображения цветов и ягод, таблицы с примерами стилизации растительных объектов. 2.4 «Фрукты» (1 час). Практическая работа: совершенствование умений декоративной стилизации объектов. Зарисовка с натуры и декоративная обработка объектов на её основе. Понятие «эскиза». Выполнение раппортной композиции. Применение шаблонов и трафаретов, изготовленных на прошлом занятии. Знакомство с различными видами декоративного украшения тканей. Материалы: гуашь, кисти, цветная бумага, ножницы, клей, листы бумаги Зрительный ряд: примеры декоративной вышивки и аппликации, образцы стилизованных композиций, содержащих изображение фруктов, образцы тканей с раппортным рисунком, примеры декоративной вышивки и аппликации, образцы стилизованных композиций, содержащих изображение фруктов. 2.5 «Абстрактная композиция № 1» (1 час). Практическая работа: понятие асимметрии, диагонального и направленного ритма. Контрасты. Выполнение декоративной композиции с асимметричным рисунком, содержащей изображение растительных мотивов. Материалы: лист цветной ксероксной бумаги пастельного оттенка, цветная бумага, ножницы, клей. Зрительный ряд: примеры асимметричных композиций, таблицы с примерами стилизации растительных объектов. 2.6 «Абстрактная композиция № 2» (1 час). Практическая работа: понятие симметрии. Равновесие в композиции. Статика и динамика. Нюансы. Выполнение композиции с симметричным рисунком на основе растительных мотивов. Материалы: цветная или тонированная бумага, гуашь, кисти. Зрительный ряд: примеры симметричных композиций, таблицы с примерами стилизации растительных объектов. 3 Моя волшебная страна (6 часов). Теоретическая часть: ● умения работы в смешанной технике (гуашь, акварель, цветные карандаши). ● передача настроения при помощи цвета, линии, пятна. ● выполнение тематических композиций с ярко выраженным настроением. Формы подведения итогов: Коллективное обсуждение работ, выбор лучших. 3.1 «Замки настроений» (1 час). Практическая работа: эскиз замка с передачей настроения Выбор линий и оттенков, соответствующих определённому настроению. Приёмы работы пастелью по гуашевой заливке, прорисовка деталей замка. Материалы: бумага, гуашь, пастель, гелевые ручки. Зрительный ряд: иллюстрации к сказкам, фотографии замков и дворцов. 3.2 «Розовая страна» (1 час). Практическая работа: эскиз волшебной страны. Тонирование бумаги необходимым колером. Достижение выразительности при помощи пятна, линии, цвета. Материалы: акварель, гуашь, пастель, кисти. 3.3 «Город почемучек» (1 час). Практическая работа: эскизы волшебных домиков жителей страны почемучек. Создание коллективного панно-изображение фона на листе ватмана, деревьев необычной формы и цвета, вырезание и наклеивание волшебных домиков. Материалы: гуашь, акварель, масляные мелки, фломастеры, ножницы, клей, лист ватмана, белая или тонированная бумага. Зрительный ряд: иллюстрации к сказкам и фантастическим рассказам. 3.4 «Стана насекомых» (1 час). Практическая работа: изображение различных насекомых с ярко выраженным характером. Отработка приёмов работы в смешанной технике. Материалы: акварель, цветные карандаши, фломастеры. Изображение домика для каждого нарисованного насекомого, придание им характерных черт, присущих определённому насекомому. Компановка вырезанных домиков и насекомых на ватмане Зрительный ряд: иллюстрации из детских книг, фотографии различных видов насекомых. 3. Подводное царство (4 часа). Теоретическая часть: ●Виды декоративных композиций; ● сочетание различных техник и приёмов работы; ●работа с акварелью; ●работа с восковыми мелками. 4.1«Водоросли» (1 час). Практическая работа: знакомство с резервом. Отработка приёмов проведения непрерывных линий резервом по ранее нанесённому контуру. Заливка контуров краской. Материалы: восковые мелки, бумага, акварель, кисти. 4.2«Рыбка» (1 час). Практическая работа: эскиз рыбки. Графика. Виды линий. Выразительные возможности графики. Простой карандаш. Эскиз в цвете. Сочетание Графических и живописных средств. Материалы: бумага, карандаш, акварель, кисти. Зрительный ряд: образцы изображения различных видов рыбок. 4.3 «Весёлый краб» (1 час). Практическая работа: композиция. Выразительные возможности графики. Простой карандаш. Эскиз в цвете. Сочетание Графических и живописных средств. Материалы: бумага, карандаш, акварель, восковые мелки, кисти. Зрительный ряд: образцы изображения различных видов крабов. 4.4 «Ракушки» (1 час). Практическая работа: эскиз ракушек в цвете. Компановка на листе ракушек различных по форме, размерам и цвету. Сочетание графических и живописных средств. Материалы: бумага, карандаш, акварель, кисти. Зрительный ряд: фотографии ракушек, рисунки современных художников (подборка файлов). 4. И осень и зима. Теоретическая часть: ●виды тематических композиций; ●Зооморфные элементы в тематических композициях; ●Достижение выразительности композиции при помощи пятна и линии. Формы подведения итогов: Коллективное обсуждение работ, выбор лучших и участие в районной выставке. 5.1 «Ежата» (1 час). Эскиз. Графика. Практическая работа: изображение фигурок ежат. Графические средства создания выразительного образа. Передача фактуры. Материалы: простой карандаш, гелевая ручка. Зрительный ряд: иллюстрации Чарушина, фотографии ежей, таблица, показывающая приёмы работы гелевой ручкой, простым карандашом. 5.2 «Рыженькая белка» (1 час). Практическая работа: Эскиз в цвете. Сочетание графических и живописных средств. Материал: акварель, кисти, цветные карандаши, гелевые ручки. Зрительный ряд: иллюстрации Чарушина, фотографии белок, таблица, показывающая приёмы работы гелевой ручкой, простым карандашом. 5.3 «Пушистая кошка» (1 час). Практическая работа: эскиз в цвете. Пропорции. Передача фактуры шерсти с помощью мазков. Материалы: бумага, карандаш, гуашь, жесткие кисти. Зрительный ряд: иллюстрации Чарушина, Сверчкова, Степанова. 5.4 «Осенний пейзаж» (1 час). Практическая работа: эскизы листьев. Разнообразие растительных форм (1 час). Подмалёвок осеннего настроения, изображение деревьев, листьев (1 час). Материалы: бумага, цветные карандаши, акварель, бумага. Зрительный ряд: засушенные листья деревьев, таблица, показывающая различные формы деревьев, репродукции картин И. Левитана. 5.5 «Снегопад» (1 час). Практическая работа: эскиз в цвете. Подмалёвок зимнего пейзажаИзображение деревьев, домов, набрызг по готовому эскизу. Материалы: гуашь, бумага, кисти, зубная щётка для набрызга. Зрительный ряд: репродукции картин художников. 5.6 «Деревья в зимнем лесу» (1 час). Техника граттажа. Практическая работа: покрыть бумагу легким слоем голубой краски, натереть бумагу свечой. Поверх парафина покрыть лист слоем темной гуаши смешанной с тушью. Легкой линией наметить контуры деревьев. Процарапать изображение отточенной палочкой. Материалы: бумага, гуашь,тушь, восковая свеча, палочка. Зрительный ряд: пейзажи П. Сезанна, В. Ван Гога. 6. Весна-красна (6 часов). Теоретическая часть: ●работа над художественным образом; ●рождение, разработка и реализация художественного замысла; ●зооморфные мотивы в композиции. Формы подведения итогов: Коллективное обсуждение работ, выбор лучших и участие в районной выставке. 6.1 « Бабочки» (1 час). Эскиз. Графика. Практическая работа: Понятие зеркальной симметрии. Получение симметричного изображения посредством складывания бумаги и оттиска графитовой линии. Материалы: бумага, простой карандаш, бумага. Зрительный ряд: таблица с изображением симметричных объектов, фотографии бабочек. Эскиз в цвете. Практическая работа: сочетание графических и живописных средств. Обводка эскиза масляным мелком и закрашивание изображения акварелью, вливая цвет в цвет. Материалы: акварель, масляные мелки, кисти. 6.2 «Павлин». Эскиз в цвете (1 час). Практическая работа: Сочетание графических и живописных средств. Изображение павлина, использование вливание краски цвет в цвет и последующая прорисовка ручками мелких деталей. Материалы: акварель, гелевая ручка, бумага, кисти. Зрительный ряд: фотографии павлинов, образец поэтапного изображения павлина. 6.3 «Ирисы». Эскиз (1 час). Практическая работа: сочетание графических и живописных средств. Изображение ирисов с натуры. Материалы: акварель, цветные карандаши, бумага, кисти. Зрительный ряд: репродукции картин художников, фотографии ирисов. 6.4 «Весёлые ручейки» (1 час). Практическая работа: изображение бегущей воды. Сочетание графических и живописных средств. Понятие «отражение» в воде. Материалы: акварель, гелевые ручки, бумага, кисти. Зрительный ряд: репродукции картин К. Коровина «Ранняя весна», Саврасова « Грачи прилетели», И. Левитана « Ранняя весна». 6.5 «Грачи прилетели» (1 час). Практическая работа: передача цветовых контрастов. Поэтапность воплощения художественного замысла. Подмалевок пейзажа гуашью. Изображение деревьев и фигурок птиц по подмалевку. Материалы: бумага, гуашь, кисти. Зрительный ряд: картины Саврасова, Левитана. 6.6 Подведение итогов года. Оформление итоговой выставки (1 час). Учебно – тематический план Второй год обучения № Разделы, темы п/п Всего В том числе часов Теория 1 практи Способы контроля ка Золотая осень 16 2,5 13,5 1.1 Цветочная поляна 4 0,5 3,5 Беседа, обсуждение 1.2 Какого цвета урожай? 4 0,5 3,5 Беседа, наблюдение, обсуждение 1.3 Сказочный вечерний лес 4 0,5 3,5 Беседа, обсуждение 1.4 Осенний букет (монотипия) 2 0,5 1,5 Беседа, наблюдение, обсуждение 2 3 4 5 Выставка, обсуждение 1.5 Осенний пейзаж 2 0,5 1,5 Друзья наши меньшие 12 2 10 2.1 Рисуем птичек 4 0,5 3,5 Наблюдение, обсуждение 2.2 Куриная семейка 4 0,5 3,5 Беседа, обсуждение 2.3 Рисуем ослика 2 0,5 1,5 Беседа, обсуждение 2.4 Рисуем пингвина 2 0,5 1,5 Выставка, обсуждение Зимнее настроение 10 1,5 8,5 3.1 Танец снежинок 2 0,5 1,5 Беседа, обсуждение 3.2 Какого цвета снег 4 0,5 3,5 Беседа, наблюдение, обсуждение 3.3 Снегопад 4 0,5 3,5 Беседа, наблюдение, обсуждение Сказка рядом с нами 16 3 13 4.1 Дракончик Гоша 2 0,5 1,5 Беседа, обсуждение 4.2 Сказочные птицы 4 0,5 3,5 Беседа, обсуждение 4.3 Веселые гномики 4 0,5 3,5 Беседа, обсуждение 4.4 Любимый сказочный герой 2 0,5 1,5 Беседа, обсуждение 4.5 Тепло твоих рук 2 0,5 1,5 4.6 Узоры на крыльях бабочки 2 0,5 1,5 Транспорт 16 2 14 5.1 Рисуем автомобиль 4 0,5 3,5 Беседа, обсуждение 5.2 Рисуем самолёт 4 0,5 3,5 Беседа, обсуждение 5.3 Воздушный шар 4 0,5 3,5 Беседа, обсуждение 5.4 Кораблики 4 0,5 3,5 Беседа, обсуждение Игра- занятие Выставка, обсуждение 6 Итоговое занятие 2 2 - Итого 72 13 59 Выставка, обсуждение Содержание учебных тем второй год обучения 1. Золотая осень (16 часов). 1.1 Цветочная поляна (2 часа). Практическая работа: повторение сведений о 3х основных цветах и смешении их между собой. Изображение восковым мелком крупных цветов и листьев и заливка их акварелью. Материалы: бумага, восковые мелки, акварель, кисти, баночки для воды. Зрительный ряд: мультимедийная презентация о основных и дополнительных цветах. 1.2. Какого цвета урожай? (4 часа). Практическая работа: изображение осенних овощей. Использование открытых и смешанных цветов. Материалы: пр. карандаш, бумага, гуашь, кисти, баночки для воды. Зрительный ряд: мультимедийная презентация «Осенние овощи и фрукты». 1.3.Сказочный вечерний лес (4 часа). Практическая работа: изображение тёмных силуэтов деревьев на подмалёвке. Продолжать учить использовать выразительные средства графики (пятно, штрих, линия). Учить продумывать расположение рисунка на лице. Закреплять умение пользоваться такими материалами как гуашь. Материалы: бумага, гуашь, кисти, баночки для воды. Зрительный ряд: работы учащихся, презентация «Вечерний лес, сказочные деревья». 1.4 Осенний букет (монотипия) (2 часа). Практическая работа: рисование цветов по нетрадиционной технике кляксография с ниточкой. Материалы: два альбомных листа; тушь или жидко разведенная гуашь; тарелочки для красок; пластмассовые ложечки; ниточки средней толщины; тканевые и бумажные салфеточки Зрительный ряд: мультимедийная презентация, образцы работ. 1.5 Осенний пейзаж (4 часа). Практическая работа: изображение осенних деревьев по подмалёвку. Повторение сведений об изображении деревьев, кроны листвы. Отработка различных приёмов работы гуашью. Материалы: бумага, гуашь, кисти, баночки для воды. Зрительный ряд: мультимедийная презентация картин русских художников. 2. Друзья наши меньшие (12 часов). 2.1 Рисуем птичек (3 часа). Практическая работа: Знакомство с творчеством художников- анималистов. Поэтапное рисование птиц. Использование характерного мазка для передачи фактуры оперения. Материалы: пр. карандаш, бумага, гуашь, кисти, баночки для воды Зрительный ряд: мультимедийная презентация, запись с голосами птиц, иллюстрации Чарушина, Сурикова, Репина. 2.2 Куриная семейка (3 часа). Практическая работа: поэтапное изображение домашних птиц. Передача движения при помощи линии, передача оперения при помощи мазка и размазывания краски. Материалы: пр. карандаш, бумага, гуашь, кисти, баночки для воды Зрительный ряд: мультимедийная презентация, запись с голосами домашних птиц, иллюстрации Чарушина. 2.3 Рисуем ослика (3 часа). Практическая работа: поэтапное изображение ослика. Акварельная заливка фона, прорисовка растений, облаков и предметов гуашью. Материалы: бумага, пр. карандаш, акварель, гуашь, баночки для воды. Зрительный ряд: мультимедийная презентация «Рисуем ослика». 2.4 Рисуем пингвина (3 часа). Практическая работа: поэтапное изображение пингвина. Акварельная заливка фона, прорисовка деталей фона цветными карандашами, пингвинафломастерами. Материалы: бумага, пр. карандаш, акварель, баночки для воды, фломастеры, цветные карандаши. Зрительный ряд: мультимедийная презентация «Рисуем пингвина». 3. Зимнее настроение (10 часов). 3.1 Танец снежинок (2 часа). Практическая работа: составление орнамента в круге. Понятия «ритма», «симметрии», «композиционного центра». Материалы: бумага, белый восковой мелок, акварель, кисти, баночки для воды. Зрительный ряд: таблицы с различными видами орнаментов. 3.2 Какого цвета снег (4 часа). Практическая работа: пейзаж «Зимняя сказка». Выбор композиции в зависимости от формата и расположения листа. Работа с цветом, его оттенками, знакомство с разнообразными способами изображения снега на примере творчества русских художников. Материалы: гуашь, кисти, листы бумаги формата А3; баночки с водой. Зрительный ряд: презентация с произведениями русских художников. 3.3 Снегопад (4 часа) Практическая работа: зимний пейзаж с последующим набрызгом. Составление композиции в зависимости от высоты линии горизонта, формата и расположения листа. Материалы: бумага, гуашь, кисти, баночки для воды, зубная щётка. Зрительный ряд: презентация с произведениями русских художников, детские работы. 4. Сказка рядом с нами (16 часов). 4.1 Дракончик Гоша (2 часа). Практическая работа: поэтапное изображение дракончика. Самостоятельное изображение соответствующего фона. Материалы: бумага, пр. карандаш, акварель, гуашь, баночки для воды. Зрительный ряд: отрывки из мультфильмов, презентация «Герои любимых мультфильмов». 4.2 Сказочные птицы (4 часа). Практическая работа: Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в смешанной технике. Изображение сказочной птицы, использование различных художественных материалов для достижения выразительности образа. Материалы: бумага, карандаш, восковые мелки, акварель, кисти, баночки с водой, цветные ручки, фломастеры гуашь (на выбор). Зрительный ряд: мультимедийная презентация «сказочные птицы». 4.3 Весёлые гномики (4 часа). Практическая работа: изображение по памяти и представлению гномиков. Изображение соответствующего фона и атрибутов. Материалы: бумага, карандаш, восковые мелки, акварель, кисти, баночки с водой, цветные ручки, фломастеры гуашь (на выбор). Зрительный ряд: отрывки из мультфильмов, презентация «Герои любимых мультфильмов». 4.4 Любимый сказочный герой (2 часа). Практическая работа: изображение по памяти и представлению героев любимых сказок. Изображение соответствующего фона и атрибутов. Материалы: бумага, карандаш, восковые мелки, акварель, кисти, баночки с водой, цветные ручки, фломастеры гуашь (на выбор). Зрительный ряд: отрывки из мультфильмов, презентация «Герои любимых мультфильмов». 4.5 Тепло твоих рук (2 часа). Практическая работа: рисование на отпечатке ладошки. Достижение выразительности образа при помощи пятна, линии. Материалы: бумага, палитра,гуашь, кисти, фломастеры, баночки с водой. Зрительный ряд: работы учащихся, ватман с изображением ствола сказочного дерева, мультимедийная презентация. 4.6 Узоры на крыльях бабочки (2 часа). Практическая работа: понятие «симметрии». Вырезание бабочки из бумаги, сложенной вдвое. Изображение симметричных узоров на крыльях. Приёмы акварельной заливки по восковому контуру. Материалы: два листа бумаги, ножницы, карандаш, восковые мелки, акварель, кисти, баночки с водой. Зрительный ряд: мультимедийная презентация. 5.Транспорт (16 часов). 5.1Рисуем автомобиль (4 часа). Практическая работа: поэтапное изображение автомобиля. Материалы: бумага, палитра, акварель, кисти, фломастеры, баночки с водой. Зрительный ряд: презентация «Наземный транспорт». 5.2 Рисуем самолёт (4 часа). Практическая работа: поэтапное изображение самолёта. Материалы: бумага, палитра, акварель, кисти, фломастеры, баночки с водой. Зрительный ряд: презентация «Воздушный транспорт». 5.3 Воздушный шар (4 часа). Практическая работа: поэтапное изображение воздушного шара по акварельной заливке. Материалы: бумага, палитра, акварель, кисти, гуашь, баночки с водой. Зрительный ряд: презентация «Воздушный транспорт». 5.4 Кораблики (4 часа). Практическая работа: поэтапное изображение корабликов по акварельной заливке. Материалы: бумага, палитра, акварель, кисти, гуашь, баночки с водой. Зрительный ряд: презентация «Водный транспорт» 6. Итоговое занятие (2 часа). Подведение итогов работы. Оформление выставки. Учебно – тематический план Третий год обучения № п/п Разделы, темы Всего часов В том числе теория практи ка Способы контроля 1. Вводное занятие 2 2 - 2. В мире литературных героев 24 5 19 2.1 4 1 3 Беседа, наблюдение, обсуждение 4 1 3 Беседа, наблюдение, обсуждение Портретные изображения романтических персонажей героевлюбимых литературных произведений 2.2 Исторический костюм, светский и военный антураж того времени, в котором жили герои иллюстрируемых произведений 6 1 5 Беседа, обсуждение 6 1 5 Беседа, обсуждение 2 0 2 Беседа, обсуждение 2 1 1 Выставка, опрос-игра И свет и цвет 44 4,5 39,5 3.1 «Времена года» Монотипия 4 0,5 4,5 Беседа, наблюдение, обсуждение 6 0,5 4,5 Беседа, обсуждение Сухая 6 0,5 5,5 Беседа, обсуждение Декоративный натюрморт. 6 0,5 5,5 Беседа, обсуждение 2.3 Пейзаж, иллюстрирующий атмосферу событий, происходящих в выбранном лит. произведении 2.4 Изображение персонажей фигур литературного произведения 2.5 Совмещение в композиции одной заданий, выполненных на 3м ,4м и 5м занятиях 2.6 Подведение итогов, опрос в виде игры. 3. по стеклу с прорисовкой деталей. 3.2 Мазки. Техника «цветовой мозаики» 3.3 «Туман». «Утро». кисть. 3.4 Равномерное окрашивание. 4 0,5 3,5 Беседа, наблюдение, обсуждение 3.6 «Натюрморт с фруктами» 8 0,5 7,5 Беседа, наблюдение, обсуждение 3.7 8 0,5 7,5 Беседа, наблюдение, обсуждение 2 1 1 Выставка, обсуждение Пространство вокруг меня 32 38,5 3,5 4.1 Упражнения в изображении 4 0.5 3,5 Беседа, наблюдение, обсуждение 6 0,5 5,5 Беседа, наблюдение, обсуждение Приёмы работы 2 0,5 1,5 Беседа, обсуждение 4.4 Прорисовка деталей пейзажа 4 0.5 3,5 Беседа, обсуждение 6 0,5 5,5 Беседа, наблюдение, обсуждение 6 0,5 5,5 Беседа, наблюдение, обсуждение 4.7 «Штампы» 4 0,5 3,5 Беседа, обсуждение И сон и явь 42 6 36 4 0,5 3,5 3.5 «Роза», «Лилия». равномерное Мазки, окрашивание, стирание границ. Натюрморт из предметов быта 3.8 Подведение итогов, оформление мини выставки 4. различных видов деревьев 4.2 Живописное изображение дерева 4.3 Заливка. акварелью по готовой заливке 4.5 «Закат», «Горный пейзаж». Гуашь по - влажному. 4.6 «Зимний день» границ, Стирание размазывание, размывание краски. 5. 5.1 Сказочные цветы в Беседа, обсуждение сказочном саду 5.2 Витраж для замка Весны 6 1 5 Беседа, обсуждение 5.3 Древо жизни (мозаика) 6 0,5 5,5 Беседа, обсуждение 5.4 Карнавальные маски (эскиз) 2 0.5 1,5 Беседа, обсуждение 5.5 Карнавальные маски (папье 10 0,5 9,5 Беседа, обсуждение 8 0,5 7,5 Беседа, обсуждение 5.7 Сказочные фонарики 4 0,5 3,5 Беседа, обсуждение 5.8 Итоговое занятие года 2 2 - Викторина маше) 5.6 Волшебное животное (папье маше) Итого 144 21,5 Содержание учебных тем Второй год обучения 1. Вводное занятие (2 часа). Введение в проблематику года. Знакомство с новыми художественными материалами, беседа о технике безопасности при работе с новыми материалами, ножницами, клеем. 2. В мире литературных героев (24 часа). Теоретическая часть: •Знакомство с костюмом, антуражем и атрибутами различных эпох. •Изучение основных пропорций лица и фигуры человека при изображении литературного персонажа. •Правила построения композиции пейзажа и жанровой сцены. •Применение различных техник и художественных достижения выразительности создаваемого образа. Формы контроля: материалов для Обсуждение работ и использование лучших для коллективной работы. Проведение опроса в игровой форме. 2.1 Портретные изображения романтических героев-персонажей любимых литературных произведений (4 часа). Выбор одного произведения и построение, исходя из этого, дальнейшей работы с учениками, т.к. последующая деятельность предполагает коллективное творчество. Практическая работа: выполнение портретов любимых литературных героев. Материалы: тонированная бумага, пастель или масляные мелки. Зрительный ряд: репродукции произведений графики и живописи. 2.2 Исторический костюм, светский и военный антураж того времени, в котором жили герои иллюстрируемых произведений (4 часа). Сбор материала, изучение произведений. Зарисовки необходимых деталей для дальнейшей работы над коллективной композицией, предполагающей изображение героев в определённой среде, которая должна отражать эпоху и время. Практическая работа: графическое изображение исторического костюма. Материалы: бумага, карандаш, однотонный фломастер. Зрительный ряд: графические и живописные произведения, книги по архитектуре, историческому костюму. 2.3 Пейзаж, иллюстрирующий атмосферу событий, происходящих в выбранном литературном произведении (6 часов). Изучение старинных гравюр, памятников архитектуры. Предполагается, что в нижней части композиции будут располагаться литературные персонажи, поэтому заранее необходимо оставить для них свободное пространство. Практическая работа: изображение на ватманах пейзажа с включением в него архитектуры. Материалы: склеенные ватманы, гуашь, уголь, кисти. Зрительный ряд: фотографии архитектурных памятников, старинные гравюры. 2.4 Изображение фигур персонажей литературного произведения (6 часов). Предполагается, что изображения будут разными по размеру, т. к. они будут вклеиваться в панно в соответствии с решением первого и дальнего планов. Практическая работа: изображение в цвете фигур людей, всадников на конях. Материалы: бумага, гуашь, кисти. Зрительный ряд: произведения живописи, графики, книги по истории костюма. 2.5 Совмещение в одной композиции заданий, выполненных на 3м, 4м и 5м занятиях (2 часа). Под руководством учителя дети выбирают наиболее удачное композиционное решение. Важно добиться цветовой гармонии фона и вклеиваемых фигур. Практическая работа: вырезание фигур персонажей с последующим размещением их в композиции панно. Материалы: бумага большого формата, ножницы. Клей. Зрительный ряд: гравюры с изображением городов. 2.6 Подведение итогов, опрос в виде игры (2 часа). Обсуждение работ и использование лучших для коллективной работы. Проведение опроса в игровой форме. 3. И свет и цвет (44 часа). Теоретическая часть: •Знакомство с различными техниками гуашевой и акварельной живописи. •Отработка приёмов работы гуашью и акварелью. •Знакомство с основными законами цветоведения и влияние окружающей среды на цвет предмета. •Изображение симметричной формы предметов, применяя среднюю линию как вспомогательную. •Правила композиции при рисовании с натуры. Формы контроля: Коллективное обсуждение работ, выбор лучших, участие в районных и областных конкурсах. 3.1 «Времена года». Монотипия по стеклу с прорисовкой деталей (4 часа). Практическая работа: понятие монотипии, работа краской по стеклу, оттиски на бумаге; прорисовка деталей по оттиску. Материалы: стекло, гуашевые или масляные краски, бумага, кисти. Зрительный ряд: репродукции работ художников. 3.2 Мазки. Техника «цветовой мозаики» (6 часов) Практическая работа: знакомство с творчеством художников пуантилистов. Наброски пейзажа простым карандашом. Работа мазками плоской кистью. Достижение объёма при помощи цвета и направления мазков. Прорисовка деталей натюрморта. Материалы: плоские кисти, бумага, гуашь. Зрительный ряд: работы пуантилистов Ж. Сера, Синьяка, Балла. 3.3 «Туман». «Утро». Сухая кисть (6 часов). Практическая работа: набросок пейзажа простым карандашом. Подмалёвок гуашью. Отработка приёмов работы «сухой» кистью для достижения определённого эффекта. Прорисовка деталей. Материалы: бумага, гуашь. Зрительный ряд: репродукции картин художников импрессионистов - Э. Мане, Э. Дега, К. Моне. 3.4 Декоративный натюрморт. Равномерное окрашивание (6 часов). Практическая работа: эскиз декоративного натюрморта. Деление на элементарные плоскости. Окрашивание дек. Натюрморта плотным равномерным цветом. Материалы: тонированная бумага, гуашь, плоские и круглые кисти. Зрительный ряд: Декоративный натюрморт в творчестве современных художников. Подборка работ. 3.5 «Роза», «Лилия». Мазки, равномерное окрашивание, стирание границ (4 часа). Практическая работа: Изображение цветка с учетом пропорций, формы лепестков и направления. Рисунок. Работа цветом с использованием различных техник. Достижение объёма при помощи цвета, тона и направления мазков. Прорисовка деталей, оформление. Материалы: сочетание гуаши и пастели, акварели и восковых мелков. Зрительный ряд: репродукции картин Матисса, Грабаря, Коровина. 3.6 «Натюрморт с фруктами» (8 часов). Работа в технике мазка. Практическая работа: построение предметов с учётом пропорций. Подмалёвок в технике мазка; Отношения цветов. Создание объёма при помощи мазка в разном направлении и цвета; блики и рефлексы. Прорисовка деталей. Материалы: гуашевые краски, бумага или картон. Зрительный ряд: работы П. Сезанна, О. Ренуара. 3.7 Натюрморт из предметов быта (8 часов). Заливка, равномерное окрашивание, стирание границ. Практическая работа: рисунок с учётом пропорций. Заливка фона и предметов; Равномерное окрашивание; Цветовые отношения. Создание объёма, Взаимное влияние цветов. Прорисовка деталей. Материалы: гуашевые краски, картон или бумага. Зрительный ряд: репродукции картин современных художников. 3.8 Подведение итогов, оформление мини выставки (2 часа). Коллективное обсуждение работ, выбор лучших. Участие в районных и областных конкурсах. 4. Пространство вокруг меня (32 часа). Теоретическая часть: •Понятие «воздушной перспективы». •Передача пространства при помощи тёплых и холодных цветов. •Закрепление знаний о взаимном влиянии цветов, применение их на практике. •Отработка навыков работы гуашью и акварелью. Формы контроля: Коллективное обсуждение работ, выбор лучших, Участие в районных и областных конкурсах. 4.1 Упражнения в изображении различных видов деревьев (4 часа). Практическая работа: зарисовка дерева с учётом пропорций и индивидуальных особенностей формы ствола и веток. Штриховка дерева с имитацией шероховатости коры и фактуры веток. Материалы: тонированная бумага или картон, уголь, сангина, мел. Зрительный ряд: графические изображения различных пород деревьев, графика П. Кончаловского, В. Бакшеева, С. Герасимова. 4.2 Живописное изображение дерева (6 часов). Практическая работа: набросок дерева с учетом пропорций, прорисовка веток. Работа цветом над стволом и кроной. Прорисовка коры, мелких веток. Материалы: бумага, гуашь. Зрительный ряд: картины Грабаря, Саврасова, Левитана. 4.3 Заливка. Приемы работы акварелью (2 часа). Практическая работа: отработка приёмов работы акварелью. Подготовка фона для пейзажа с выраженным настроением - хмурый день, закат, вечер. Материалы: бумага для акварели, акварельные краски. 4.4 Прорисовка деталей пейзажа по готовой заливке (4 часа). Практическая работа: изображение деревьев различных по форме, величине и цвету, в зависимости от расположения на заднем или переднем плане. Материалы: бумага с готовым пейзажным фоном, акварель, кисти. Зрительный ряд: картины Саврасова, Левитана, Грабаря. 4.5 « Закат», «Горный пейзаж». Гуашь по – влажному (6 часов). Практическая работа: набросок пейзажа карандашом. Заливка цветом по - влажному с учётом цветовых отношений. Достижение передачи освещения при помощи размывки(2 часа). Прорисовка деталей пейзажа. Материалы: бумага или картон, гуашь, кисти. Зрительный ряд: картины Куинджи, Ф. Васильева, И. Левитана. 4.6 «Зимний день». Стирание границ, размазывание, размывание краски (6 часов). Практическая работа: набросок простым карандашом. Подмалёвок с учётом цветовых отношений. Отработка приёмов размывки. Отработка навыков работы жидкой гуашью; достижение передачи пространства цветом. Прорисовка деталей пейзажа, используя цветные карандаши. Материалы: бумага, гуашь, кисти, цветные карандаши. Зрительный ряд: И Шишкин «На севере диком», Г. Нисский «Подмосковье», В. Переплётчиков «Зимой в лесу». 4.7 «Штампы» (4 часа). Картина штампом по заливке. Практическая работа: набросок. Подмалёвок гуашью. Изготовление штампа и отработка приёмов работы по подмалёвку. Прорисовка деталей. Материалы: бумага, гуашь, поролон, деревянные палочки. Зрительный ряд: образцы работ штампом по заливке, наглядный материал, показывающий приёмы работы штампом. 5. И сон и явь (42 часа). Теоретическая часть: • Приёмы работы различными материалами • Знакомство с народным декоративным творчеством • Формирование интереса к народному творчеству. • Пропорции и пластика формы • Стилизация растительных и животных форм. Формы контроля: проведение опроса в игровой форме, решение кроссвордов и ребусов на тему искусства, обсуждение работ, выбор лучших для размещения в районной картинной галерее. 5.1 Сказочные цветы в сказочном саду (4 часа). Практическая работа: стилизация формы и цвета, примеры стилизации растительных форм. Изображение декоративных цветов, листьев, ягод. Создание декоративного панно (коллективная работа). Материалы: бумага, гуашь, кисти, ножницы, клей, ватман. Зрительный ряд: таблицы с примерами стилизации растительных форм. 5.2 Витраж для замка Весны (6 часов). Практическая работа: беседа об особенностях витража и витражного искусства. Рисунок витража с изображением весенних цветов и птиц. Стилизация изображения. Обводка контуров рисунка черным или белым восковым мелком. Заливка акварелью. Материалы: бумага, карандаш, восковые мелки, акварель. Зрительный ряд: фотографии витражных окон, таблицы с примерами стилизации растительных форм. 5.3 Древо жизни (мозаика) (6 часов). Практическая работа: знакомство с народной символикой. Изображение симметричной композиции простым карандашом на ватмане. Стилизация растительных и животных форм. Наклеивание бумажных мозаичных деталей на рисунок (коллективная работа). Материалы: Ватман, простой карандаш, цветная бумага, клей. Зрительный ряд: фотографии рушников с народной вышивкой, таблицы с примерами стилизации растительных форм. 5.4 Карнавальные маски. Эскиз (2 часа). Практическая работа: создание выразительного образа для карнавальной маски в рисунке. Цветовое решение должно подчеркивать характер и темперамент маски. Материалы: бумага, гуашь, кисти. Зрительный ряд: фотографии масок (подборка файлов). 5.5. Карнавальные маски. Папье маше (10 часов). Практическая работа: Лепка из глины маски согласно эскизу. Обклеивание бумагой 10-12 слоёв. Снятие маски с глиняной заготовки, роспись, покрытие лаком. Материалы: клей ПВА, газеты, гуашь, кисти, бесцветный лак. Зрительный ряд: фотографии масок (подборка файлов). 5.6 Волшебное животное. Папье маше (8 часов). Практическая работа: Лепка фантастического животного. Обклеивание бумагой. Разрезать фигурку пополам и выбрать весь пластилин. Роспись. Материалы: пластилин, газеты, клей ПВА, гуашь, кисти. 5.7 Сказочные фонарики (4 часа). Практическая работа: изготовление развёртки цилиндра или призмы, изображение на ней сказочного персонажа. Стилизация формы. Вырезание контуров и склеивание фонарика. Наклеивание внутрь прозрачной плёнки. Роспись. Материалы: бумага, ножницы, клей, гуашь, прозрачная плёнка. 5.8 Итоговое занятие года (2 часа). Проведение опроса в игровой форме, решение кроссвордов и ребусов на тему искусства, обсуждение работ, выбор лучших для размещения в картинной галерее. Учебно – тематический план Четвертый год обучения № Разделы, темы п/п Всего В том числе часов теория 1 Композиция с изображением Способы контроля практи ка 8 1 7 6 0.5 5,5 различного вида движений: Беседа, наблюдение, обсуждение «Соревнования», «Танец», «Фабричный гудок», «Тяжелая ноша». 2 Подготовка к районному конкурсу детского творчества, посвященном дню матери. Результаты выставки 3 Композиция на литературно- 10 1 9 Беседа, наблюдение, обсуждение историческую тему по произведениям классиков (А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Л.Н.Толстой и т.д.). 4 Рисунок гипсовой головы 10 1 9 Беседа, наблюдение, обсуждение 5 Портрет с натуры 8 1 7 Беседа , наблюдение 6 Подготовка к районному конкурсу детского творчества «Дорога глазами детей» 6 0,5 5,5 7 Групповой портрет («Друзья», 10 1 9 «Семья», «Соратники»). Результаты выставки Беседа, наблюдение, обсуждение 8 «Чрезвычайные ситуации глазами детей» Подготовка к конкурсу-выставке детского рисунка. 6 0,5 5,5 9 Портрет по заданному силуэту 8 1 7 Беседа, наблюдение, обсуждение Общественный интерьер. 8 1 7 Беседа, наблюдение, обсуждение Композиция с ярко 10 1 9 Беседа, наблюдение, обсуждение 10 11 выраженным ритмом. Результаты выставки 12 « Зелёная планета » Подготовка к конкурсувыставке детского рисунка. 6 0,5 5,5 Результаты выставки 13 «Наша школа» 8 1 7 Беседа, наблюдение, обсуждение 14 Пейзаж деревенский 10 1 9 Беседа, наблюдение, обсуждение 14 Несложный сюжет в 8 1 7 интерьере с одной-двумя Беседа, наблюдение, обсуждение фигурами людей («Школа», «Мастерская», «Магазин» и т. д.). 15 «Дети,творчество,право». Подготовка к областному конкурсу. 6 0,5 5,5 Результаты выставки 16 Пленэр. Изображение деревьев 6 0,5 5,5 Беседа, наблюдение, обсуждение 17 « Хмурый день», « Путешествие по родному краю». Подготовка к конкурсу « Охраняемые территории Калужской области» . 8 0,5 7,5 Беседа, наблюдение, обсуждение. Результаты выставки 19 Подведение итогов. 2 1 1 144 15,5 128,5 выставка Оформление итоговой выставки. Всего Содержание учебных тем Четвертый год обучения 1. Композиция на различного вида движения: «Соревнования», «Танец», «Фабричный гудок», «Тяжелая ноша» (8 часов). Цели и задачи: закрепить принцип передачи движения в композиции, объяснить значение масштаба (формат, построение и размещение движущихся персонажей) для передачи быстрого, стремительного, тяжелого, легкого, медленного движения. Материал: по выбору, две-три работы в формате А3. 2. Подготовка к районному конкурсу детского творчества, посвященном дню матери. Практическая работа: выбор сюжета ,близкого по духу и настроению ребёнка, компоновка на листе (2 часа). Работа цветом- создание образа (4 часа). Материалы: тонированная бумага, простой и цветные карандаши, гуашь, акварель (на выбор), кисти, баночки для воды. Зрительный ряд: работы учащихся. 3. Композиция на литературно-историческую тему по произведениям классиков (А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Л.Н.Толстой и т.д.) (10 часов). Цели и задачи: обучение грамотному поиску литературно-исторического материала, грамотному поиску сюжета в соответствии с определенными композиционными задачами; научить применять принципы гармонии и контраста для передачи задуманного настроения в композиции. Материал: по выбору, формат А3 4. Рисунок гипсовой головы Цели и задачи: Изучение и соотношение пропорций лица человека. Материал: Формат А3, простой карандаш. 5. Портрет с натуры Цели и задачи: изображение портрета с передачей индивидуальных черт и характера. Закрепление навыков в изображении пропорций лица человека. Материал: Формат А3, простой карандаш. 6. Подготовка к районному конкурсу детского творчества «Дорога глазами детей» Практическая работа: Подготовка к конкурсу по правилам дорожного движения. Использование при составлении композиции знаний о линейной и воздушной перспективе. Материалы: бумага, гуашь или акварель, фломастеры, цветные карандаши. 7 . Групповой портрет («Друзья», «Семья», «Соратники») (10 часов). Цели и задачи: передача портретных и образных характеристик, решить характер взаимоотношений между портретируемыми. Материал: по выбору, формат А3 8. Подготовка к районному конкурсу детского творчества «Дорога глазами детей» Практическая работа: Подготовка к конкурсу по правилам дорожного движения. Использование при составлении композиции знаний о линейной и воздушной перспективе. Материалы: бумага, гуашь или акварель, фломастеры, цветные карандаши. Портрет по заданному силуэту 9. Цели и задачи: Создание по воображению портретного образа в силуэте с передачей характера используя цвет и линию. 10. Общественный интерьер. (8 часов) Цели и задачи: углубление и уточнение знаний о линейной и воздушной перспективах; передать пространство выбранного помещения, обращая внимание на выделение композиционного центра; создать определенный образ помещения – покой, уют, оживление и т.д. Материал: графика, формат А3. 11 . Композиция с ярко выраженным ритмом (10 часов). Цели и задачи: углубленное изучение понятия ритма в композиции; построить натюрморт/пейзаж/жанровую композицию с ярко выраженным ритмом. Материал: гуашь, формат А3. 12. « Зелёная планета » Подготовка к конкурсу-выставке детского рисунка. 6 часов. Практическая работа:выбор сюжета, компановка на листе (2 часа). Подмалевок (2 часа). Проработка деталей (2 часа). Материалы: белая или тонированная бумага, гуашь, акварель, цветные карандаши, фломастеры на выбор. Зрительный ряд: образцы детских работ, мультимедийная презентация. 13. «Наша школа» (8 часов). Цели и задачи: выявить степень усвоения знаний, умений и навыков, приобретенных за время обучения курса «композиции»; с помощью композиционных средств создать завершенную композицию с ярко выраженной идеей творчества, красоты, жизненных сил. Материал и формат по выбору. 14. Пейзаж деревенский (на основе наблюдений и зарисовок с натуры) (8 часов). Живописная композиция выполняется в три тона с введением одного из основных цветов (желтого, красного или синего). Двухплановое пространство. Гуашь, кисть, формат А3. Цели и задачи: 1) углубление знакомства с жанром «пейзаж», особенности деревенского пейзажа; 2) закрепление понятий «целостность композиции», «пропорции тона и размеров», «виды» и «формы ритма», «выделение главного»; 3) выполнение живописной композиции при опоре на методику поэтапного ведения станковой композиции, включая выполнение «картона» и эскизов в цвете; 4) передача в композиции неглубокого двухпланового пространства с помощью изменения цвета по насыщенности и светлоте и с учетом пространственной соразмерности элементов композиции по отношению их друг к другу и к человеку (или животному); 5) организация листа с помошью простых видов и форм ритма (включая ритм цветовых пятен) и пропорций цветотональных отношений; 6) выделение главного с помощью изменений насыщенности и светлоты цвета; 7) передача «состояния» пейзажа; 8) эмоциональная выразительность живописного листа. 15. Несложный сюжет в интерьере с одной-двумя фигурами людей («Школа», «Мастерская», «Магазин» и т. д.) (8 часов). Живописная композиция с использованием родственно-контрастной группы цветов. Двухплановое пространство. Гуашь, кисть, акварель. Цель и задачи: - знакомство с жанром «интерьер»; - закрепление понятий «неделимость», «целостность композиции», ясные «пропорции тональных отношений»; ритм как организующее средство композиции, выделение главного цветом и тоном; - выполнение живописной композиции с соблюдением всех подготовительных этапов работы; - перспективное построение интерьера, передача более глубокого двухпланового пространства; - соразмерность частей интерьера по отношению друг к другу и к фигуре человека; - выбор точки зрения; - попытка организации движения в композиции с помощью двух-трех разных форм ритмических рядов; - выделение композиционного центра; - попытка подчинения цветотонального решения композиции замыслу автора; – эмоциональная выразительность и цельность цветового решения листа. -16. «Дети,творчество,право». Подготовка к областному конкурсу. Практическая работа: выбор сюжета, компановка на листе (2 часа). Подмалевок (2 часа). Проработка деталей (2 часа). Материалы: белая или тонированная бумага, гуашь, акварель, цветные карандаши, фломастеры на выбор. Зрительный ряд: образцы детских работ, мультимедийная презентация. 17. Пленэр. Изображение деревьев Практическая работа: Изображение различных видов деревьев с натуры. Передача линией и цветом формы, структуры коры, характерного строения веток и кроны. Материалы: белая или тонированная бумага, гуашь, акварель, цветные карандаши, фломастеры на выбор. 18. « Хмурый день», « Путешествие по родному краю». Подготовка к конкурсу « Охраняемые территории Калужской области» . Практическая работа: композиция на листе, подмалёвок (2 часа). Передача настроения при помощи освещения, работа над деталями пейзажа ( 4часа). Материалы: Гуашь и пастель или акварель и цветные карандаши, бумага. Зрительный ряд: фотографии с природой родного края. 9. Подведение итогов. Оформление итоговой выставки (2 часа).