Отдел образования администрации МР «Хвастовичский район» Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр развития творчества детей и юношества» Хвастовичского района Калужской области Принято на педсовете «Утверждаю» протокол № ___ от Директор МКОУДО «ЦРТДЮ» «___» _____ 2022 г. __________ / В.И. Сидоров Дополнительная общеобразовательная программа «Золотые ручки» Возраст учащихся: 6 – 12 лет Срок реализации: 3 года Автор: Капуркина Анжелика Евгеньевна, педагог дополнительного образования с. Хвастовичи, 2022 г. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ Полное название программы «Творчество + Мастерство» Автор программы Капуркина Анжелика Евгеньевна Должность автора педагог дополнительного образования Организация, реализующая программу МКОУДО «Центр развития творчества детей и юношества» Адрес организации, реализующей Калужская область, Хвастовичский район, с.Хвастовичи, ул.Димитрова, д.1 программу Рецензент Год разработки 2022 Вид программы модифицированная Тип программы общеразвивающая Направленность программы художественная Возраст детей 6 — 12 лет Срок реализации программы 3 года Уровень реализации дополнительное образование Уровень освоения общекультурный Способ освоения содержания образования креативный Форма организации образовательной деятельности творческое объединение Название объединения «Творческая мозаика» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная общеобразовательная программа «Золотые ручки» является модифицированной программой и имеет художественную направленность. Актуальность данной общеобразовательной программы заключается в том, что учащийся имеет возможность в рамках одного творческого объединения познакомиться с различными видами техник прикладного творчества. Работа с разными материалами и инструментами дает возможность учащимся проявить терпение, упорство, фантазию и художественный вкус, приобрести ручную умелость, которая позволяет им чувствовать себя самостоятельными. Создавая поделки своими руками, видя 2 результат своей работы, учащиеся испытывают положительные эмоции. Все это благотворно влияет на формирование здоровой и гармонично развитой личности. Новизна рабочей программы «Золотые ручки» в том, что она дает возможность учащимся освоить технику работы с различными видами материала. Умение работать с разными материалами позволяет переносить технологические приемы с одного материала на другой, получая новые оригинальные изделия. Кроме того, смена видов работы и материала исключает возможность уставания и перенасыщения одним видом деятельности. Обучение по программе позволит освоить несколько видов декоративно — прикладного творчества и приобрести учащимся ремесленные навыки, которые могут пригодиться в будущем для созидательного труда — в этом заключается педагогическая целесообразность программы. Цель программы: развитие творческих способностей учащихся в процессе овладения разными видами декоративно — прикладного творчества. Задачи программы: Предметные: сформировать умение следовать устным инструкциям; обучить различным техникам декоративно – прикладного творчества; обучить основным приемам работы с различными материалами и инструментами. Метапредметные: развивать творческую активность, фантазию, наблюдательность и художественный вкус; сформировать познавательный интерес и способность к самообразованию; развивать пространственное мышление учащихся. Личностные: сформировать аккуратность, усидчивость, ответственность, трудолюбие; воспитывать умение работать в коллективе; воспитывать уверенность в себе, сформировать адекватную самооценку. При составлении всех разделов программы «Золотые ручки» использованы некоторые разделы существующих программ и рекомендаций (Богатова О.А. «Секреты мастерства», учебные пособия Конышевой Н.М. и др.). Общеобразовательная программа «Золотые ручки» рассчитана на 3 года обучения. Возраст учащихся, участвующих в реализации данной общеобразовательной программы: 6 — 12 лет. Количество учащихся в первой группе первого года обучения — 19 человек (2 подгруппы). Режим работы: для учащихся 1 — го года обучения — 1 раз в неделю по 2,5 часа (90 3 часов в год) для учащихся 2 — го года обучения — 1 раз в неделю по 2,5 часа (90 часов в год) для учащихся 3 — го года обучения — 1 раз в неделю по 2,5 часа (90 часов в год) Форма организации деятельности учащихся на занятии: индивидуальная и групповая. Методы: объяснительно – иллюстративный (учащиеся воспринимают и усваивают готовую информацию); репродуктивный (учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности). Ожидаемые результаты: В результате обучения по В результате обучения по Год данной программе учащиеся обучения данной программе учащиеся будут знать: будут уметь: 1 год 1. простейшие правила организации рабочего места; 2. виды декоративно — прикладного творчества; 3. название и назначение материалов, их использование, применение и доступные способы обработки; 4. название, назначение и приемы безопасной работы с колюще — режущими инструментами и другими приспособлениями; 5. историю возникновения и развития различных техник работы с бумагой; 6. правила сбора и хранения природного материала; 7. приемы работы с природным материалом; 8. виды пластилинографии; 9. историю возникновения искусства оригами; 10. основные базовые формы оригами; 11. простые приемы работы с пряжей; 4 1. правильно организовывать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы; 2. владеть приемами работы с бумагой и картоном, природным материалом, пластилином, нитками, бисером, материалами для декупажа; 3. владеть навыками работы с простейшими инструментами ручного труда; 4. следовать устным инструкциям; 5. определять основные части поделок, анализировать под руководством педагога различные изделия; 6. сотрудничать со своими сверстниками, оказывать товарищу помощь, проявлять самостоятельность. 12. историю возникновения техники декупаж; 13. историю возникновения бисероплетения; 14. основные техники плетения в изготовлении украшений из бисера; 15. виды плетения из газетных трубочек; 16. последовательность изготовления несложных изделий; 17. виды декоративных материалов. 2 год 1. виды декоративно — прикладного творчества; 2. название и назначение материалов, их использование, применение и доступные способы обработки; 3. название, назначение и приемы безопасной работы с колюще — режущими инструментами и другими приспособлениями; 4. правила работы с бумагой, различной по фактуре; 5. правила сбора и хранения природного материала; 6. приемы работы с природным материалом; 7. историю возникновения модульного оригами; 8. порядок складывания треугольного модуля; 9. основные элементы нитяной графики, правила заполнения основных элементов; 10. основные техники плетения в изготовлении украшений; 11. виды плетения из газетных трубочек; 12. последовательность 5 1. составлять композиции из семян и косточек; 2. владеть основными приемами работы с пластилином; 3. владеть основными приемами работы в технике «модульное оригами»; 4. владеть приемами работы с трехслойной салфеткой (вырезание по контору и нанесение на основу); 5. владеть основными приемами работы с бисером; 6. владеть навыками работы с простейшими инструментами ручного труда. изготовленя несложных изделий. 3 год 1. виды декоративно — 1. владеть основными прикладного творчества; приемами работы с соленым 2. название и назначение тестом; материалов, их использование, 2. владеть приемами работы с применение и доступные бумажной полосой способы обработки; (скручивание, отрезание, 3. название, назначение и скатывание, выгибание, приемы безопасной работы с растягивание); колюще — режущими 3. выполнять базовые элементы инструментами и другими квиллинга (капля, листик, глаз приспособлениями; и др.); 4. основные приемы лепки из 4. вышивать рисунок по схеме; соленого теста; 5. вышивать стежками «вперед 5. историю возникновения иглу» и «за иглу»; техники «квиллинг», основные 6. выполнять работу по элементы квиллинга; декорированию жестяной банки 6. историю возникновения и в технике «декупаж»; развития вышивки; 7. владеть основными 7. технологию вышивки техниками плетения в крестом, бисером; изготовлении украшений и 8. основные техники плетения в аксессуаров из бисера; изготовлении украшений и 8. владеть навыками работы с аксессуаров из бисера; простейшими инструментами 9. виды плетения из газетных ручного труда. трубочек; 10. последовательность изготовленя несложных изделий. Результативность выполнения образовательной программы «Золотые ручки» отслеживается путем педагогического наблюдения. В процессе реализации программы используются следующие виды контроля: начальный контроль осуществляется в форме ознакомительной беседы с учащимися с целью введения их в мир декоративно — прикладного искусства, правил правильной организации рабочего места, гигиены и безопасной работы; текущий контроль включает в себя устные опросы, выполнение практических заданий; промежуточный контроль включает в себя практическое задание на заданную тему; итоговый контроль осуществляется в форме выставки творческих 6 работ, включающей обобщающие задания по пройденным темам. УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (1 год обучения) № п/п Разделы, темы программы Всего Теория Практика 1. Введение в программу. 1 1 - 1 1 - 10 2 8 2,5 0,5 2 1.1 Вводное занятие. 2. Работа с бумагой и картоном. 2.1 Закладки для книг. Количество часов 7 Формы аттестации/ контроля Опрос. Готовое изделие. 2.2 Торцевание. 2,5 0,5 2 Готовое изделие. 2.3 Игрушка — гармошка. 2,5 0,5 2 Готовое изделие. 2.4 Изготовление игрушки — дергунка. 2,5 0,5 2 Готовое изделие. 7,5 1,5 6 5 1 4 Готовое изделие. 2,5 0,5 2 Готовое изделие. 10 2 8 4.1 Мозаика из кусочков пластилина. 2,5 0,5 2 Готовое изделие. 4.2 Рисуем пластилином. 2,5 0,5 2 Готовое изделие. 4.3 Панно из пластилина. 5 1 4 Готовое изделие. Бумажная пластика. 17,5 2,5 15 5.1 Введение в оригами. Технические приемы. 2,5 0,5 2 Готовое изделие. 5.2 Основные базовые формы. Изготовление моделей. 15 2 13 Готовое изделие. Работа с нитками. 15 3 12 6.1 Аппликация из обрезков ниток. 2,5 0,5 2 Готовое изделие. 6.2 Объемная аппликация из ниток. 2,5 0,5 2 Готовое изделие. 3. Поделки из природного материала. 3.1 Композиция «Паучок». 3.2 Композиция «Мухомор». 4. 5. 6. Лепка. 8 6.3 Изготовление ниточных кукол. 5 1 4 Готовое изделие. 6.4 Игрушки из помпонов. 5 1 4 Готовое изделие. 5 1 4 7.1 «Фреска». 2,5 0,5 2 Готовое изделие. 7.2 Поздравительная открытка. 2,5 0,5 2 Готовое изделие. Бисероплетение. 12,5 2,5 10 8.1 Плетение цепочки в «одну нить». 5 1 4 Готовое изделие. 8.2 Плетение цепочки в «две нити». 5 1 4 Готовое изделие. 2,5 0,5 2 Готовое изделие. 11,5 2,5 10 9.1 Подготовка к работе. 1,5 0,5 1 Готовое изделие. 9.2 Простое плетение. 10 2 8 Готовое изделие. 90 18 72 7. 8. Декупаж. 8.3 Способы соединения цепочек из бисера. 9. Плетение из газет. Итого: 9 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (1 год обучения) 1. Введение в программу. 1.1 Вводное занятие. Теория. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с программой. Беседа о видах декоративно – прикладного творчества. Показ готовых работ, как образец. 2. Работа с бумагой и картоном. 2.1 Закладки для книг. Теория. Инструменты для работы с бумагой и картоном. Техника безопасности при работе с бумагой и картоном, клеем и ножницами. Алгоритм выполнения закладок. Практика. Изготовление закладок для книг. 2.2 Торцевание. Теория. Техника «торцевание». Инструменты для работы с бумажными салфетками и картоном. Техника безопасности при работе с бумажными салфетками и картоном, клеем и ножницами. Алгоритм выполнения аппликации. Практика. Изготовление аппликации в технике «торцевание» (картинка по выбору учащихся). 2.3 Игрушка — гармошка. Теория. Инструменты для работы с бумагой и картоном. Техника безопасности при работе с бумагой и картоном, клеем и ножницами. Складывание «гармошкой» и техника ее выполнения. Алгоритм выполнения игрушки — гармошки. 10 Практика. Изготовление игрушки — гармошки «Мини — монстр». 2.4 Изготовление игрушки — дергунка. Теория. История возникновения и развития игрушки — дергунка. Инструменты для работы с бумагой и картоном. Техника безопасности при работе с бумагой и картоном, клеем и ножницами, шилом. Алгорит выполнения игрушки — дергунка. Практика. Изготовление игрушки — дергунка «Обезьянка». 3. Поделки из природного материала. 3.1 Композиция «Паучок». Теория. Знакомство с приемами составления объемной композиции из природного материала и ниток. Техника безопасности при работе с природным материалом и нитками. Алгоритм выполнения композиции. Практика. Изготовление композиции «Паучок». 3.2 Композиция «Мухомор». Теория. Знакомство с приемами составления объемной композиции из природного материала и бумаги. Знакомство с приемом плетения из бумажной полосы — «гармошка». Техника безопасности при работе с природным материалом. Алгоритм выполнения композиции. Практика. Изготовление композиции «Мухомор». 4. Лепка. 4.1 Мозаика из кусочков пластилина. Теория. Пластилиновая мозаика. Техника безопасности при работе с пластилином. Технология изготовления. Практика. Изготовление мозаики из кусочков пластилина (картинка по выбору учащихся). 4.2 Рисуем пластилином. Теория. Технология рисования пластилином. Техника безопасности при работе с пластилином. Технология изготовления. Практика. Изготовление аппликации из пластилина (картинка по выбору учащихся). 4.3 Панно из пластилина. Теория. Техника безопасности при работе с пластилином. Процесс изготовления панно. Практика. Изготовление панно: собака, волк. 5. Бумажная пластика. 5.1 Введение в оригами. Технические приемы. Теория. История оригами. Схемы в оригами. Термины, применяемые в оригами. Инструменты для занятий оригами. Техника безопасности. Алгоритм выполнения игрушки — шутки. Практика. Изучение схематических обозначений способов сгибания и складывания. Складывание квадрата по правилам (точное совмещение углов и сторон). Изготовление складок: вогнутой, выпуклой. Изготовление игрушки — шутки «Кролик». 5.2 Основные базовые формы. Изготовление моделей. 11 Теория. Базовые формы оригами. Техника безопасности. Процесс складывания. Практика. Складывание базовых форм: треугольник, дверь, книжка, воздушный змей, блин, рыба, дом, двойной треугольник, квадрат, птица, катамаран. Модели, выполняемые на основе базовых форм: ворона, машина, кролик, стриж, морской котик и др. 6. Работа с нитками. 6.1 Аппликация из обрезков ниток. Теория. Нитки для аппликации, особенности выполнения работ из ниток, выбор клея. Инструменты, необходимые для работы. Техника безопасности при работе с нитками. Алгоритм выполнения аппликации. Практика. Изготовление аппликации из обрезков ниток (картинка по выбору учащихся). 6.2 Объемная аппликация из ниток. Теория. Нитки для аппликации, особенности выполнения работ из ниток, выбор клея. Инструменты, необходимые для работы. Техника безопасности при работе с нитками. Алгоритм выполнения объемной аппликации. Практика. Изготовление объемной аппликации из ниток «Одуванчики». 6.3 Изготовление ниточных кукол. Теория. Техника безопасности при работе с нитками. Технология изготовления кукол. Практика. Изготовление традиционной куклы: мальчик, девочка, кукла – оберег «Веснянка». 6.4 Игрушки из помпонов. Теория. Техника безопасности при работе с нитками. Технология изготовления игрушки из помпона. Практика. Изготовление игрушек из помпонов: летучая мышь, осел. 7. Декупаж. 7.1 «Фреска». Теория. История возникновения техники «декупаж». Знакомство с материалами, применяемыми при работе. Правила техники безопасности при декупаже. Алгоритм выполнения изделия. Практика. Изготовление «фрески» (картинка по выбору учащихся). 7.2 Поздравительная открытка. Теория. Знакомство с простейшими приемами работы в технике «декупаж». Правила техники безопасности при декупаже. Алгоритм выполнения изделия. Практика. Изготовление поздравительной открытки. 8. Бисероплетение. 8.1 Плетение цепочки в «одну нить». Теория. Бисероплетение: история возникновения. Материалы и инструменты для бисероплетения. Современные техники бисероплетения. Правила работы с бисером. 12 Практика. Плетение цепочки: цепочка с растительным орнаментом, «колечки», «зигзаг», «цветочки», «зигзаг с зубчиками», «квадратики». 8.2 Плетение цепочки в «две нити». Теория. Современные техники бисероплетения. Правила работы с бисером. Практика. Плетение цепочки: «дорожка», «хоровод», «треугольники», «тропа в 2 нити», «двойные кольца», «пирамида», «соты», «ступеньки», «восьмерки», «кольца». 8.3 Способы соединения цепочек из бисера. Теория. Способы соединения цепочек из бисера. Правила работы с бисером. Практика. Соединение цепочек из бисера «зигзагом» и «крестиком». 9. Плетение из газет. 9.1 Подготовка к работе. Теория. Материалы и инструменты. Трубочки для плетения. Техника безопасности. Практика. Скручивание «бумажной лозы». Наращивание трубочек. Покраска трубочек и изделий. 9.2 Простое плетение. Теория. Техника безопасности. Восьмерка и «пеленание». Практика. Изготовление изделий: сова, рыба, ежик. УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (2 год обучения) № п/п Разделы, темы программы Всего Теория Практика 1. Введение в программу. 1 1 - 1 1 - 7,5 1,5 6 2.1 Сумочка «Божья коровка». 2,5 0,5 2 Готовое изделие. 2.2 Подставка для карандашей. 2,5 0,5 2 Готовое изделие. 2.3 Игрушка из гофрированного картона. 2,5 0,5 2 Готовое изделие. 5 1 4 1.1 Вводное занятие. 2. 3. Работа с бумагой и картоном. Поделки из природного материала. Количество часов 13 Формы аттестации/ контроля Опрос. 3.1 Аппликация из семян и косточек. 2,5 0,5 2 Готовое изделие. 3.2 Игрушка «Мышонок». 2,5 0,5 2 Готовое изделие. 2,5 0,5 2 4.1 Панно из пластилина. 2,5 0,5 2 Бумажная пластика. 17 2,5 14,5 5.1 Оригами – мозаика. 6 1 5 Готовое изделие. 5.2 Модульное оригами. 1 0,5 0,5 Готовое изделие. 5.3 Изготовление поделки в технике «модульное оригами». 10 1 9 Готовое изделие. Работа с нитками. 18 3 15 6.1 Изонить. Основные приемы построения фигур и заполнение их изонитью. 6 1 5 Готовое изделие. 6.2 Изделия в технике «изонить». 12 2 10 Готовое изделие. 5 1 4 7.1 Панно на картоне. 2,5 0,5 2 Готовое изделие. 7.2 Декупаж фоторамки. 2,5 0,5 2 Готовое изделие. Бисероплетение. 24 3,5 20,5 8.1 Параллельное низание. 2 0,5 1,5 4. 5. 6. 7. 8. Лепка. Декупаж. 14 Готовое изделие. Готовое изделие. 8.2 Плетение «мозаика». 2 0,5 1,5 Готовое изделие. 8.3 Ажурное плетение. 2 0,5 1,5 Готовое изделие. 8.4 Плоское параллельное плетение на проволоке. 9 1 8 Готовое изделие. 8.5 Объемные изделия на основе параллельного плетения проволокой. 9 1 8 Готовое изделие. 10 2 8 10 2 8 90 16 74 9. Плетение из газет. 9.1 Изготовление изделий. Итого: Готовое изделие. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (2 год обучения) 1. Введение в программу. 1.1 Вводное занятие. Теория. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с программой на учебный год. Основное оборудование. 2. Работа с бумагой и картоном. 2.1 Сумочка «Божья коровка». Теория. Инструменты для работы с бумагой и картоном. Техника безопасности при работе с бумагой и картоном, клеем и ножницами. Алгоритм выполнения изделия. Практика. Конструирование из плотного картона дамской сумочки. 2.2 Подставка для карандашей. Теория. Техника безопасности при работе с бумагой, клеем и ножницами. Процесс складывания. Практика. Изготовление подставки для карандашей в технике «оригами». 2.3 Игрушка из гофрированного картона. Теория. Гофрокартон. Создание роллов, конусов и полусфер. Создание рулетов. Склеивание деталей между собой. Дополнительные материалы. Техника безопасности при работе с гофрированным картоном, горячим пистолетом и ножницами. Технология изготовления игрушки. Практика. Изготовление игрушки «змея». 3. Поделки из природного материала. 3.1 Аппликация из семян и косточек. 15 Теория. Техника безопасности при работе с природным материалом. Алгоритм выполнения плоскостной аппликации. Практика. Изготовление аппликации «Еж». 3.2 Игрушка «Мышонок». Теория. Техника безопасности при работе с природным материалом. Алгоритм выполнения изделия. Практика. Изготовление игрушки «Мышонок». 4. Лепка. 4.1 Панно из пластилина. Теория. Техника безопасности при работе с пластилином. Процесс изготовления панно. Практика. Изготовление панно из пластилина «Открытый космос». 5. Бумажная пластика. 5.1 Оригами — мозаика. Теория. Техника безопасности. Порядок складывания квадратного модуля. Практика. Создание панно «Краб». 5.2 Модульное оригами. Теория. История возникновения модульного оригами. Порядок складывания треугольного модуля. Способы крепления модулей. Практика. Складывание треугольного модуля, крепления модулей. 5.3 Изготовление поделки в технике «модульное оригами». Теория. Пошаговая инструкция. Практика. Изготовление поделки «Крокодил». 6. Работа с нитками. 6.1 Изонить. Основные приемы построения фигур и заполнение их изонитью. Теория. Изонить, как вид рукоделия. Материалы необходимые для работы в технике «изонить». Техника безопасности при работе с иглами, ножницами и нитками. Основные приемы построения фигур. Практика. Заполнение фигур на учебных карточках: угол, окружность, овал, дуга, завиток. 6.2 Изделия в технике «изонить». Теория. Техника безопасности при работе с иглами, ножницами и нитками. Алгоритм выполнения изделий. Практика. Изготовление изделий в технике «изонить» (по выбору учащихся). 7. Декупаж. 7.1 Панно на картоне. Теория. Правила техники безопасности при декупаже. Алгоритм выполнения изделия. Практика. Выполнение простейших тематических композиций. 7.2 Декупаж фоторамки. 16 Теория. Правила техники безопасности при декупаже. Алгоритм выполнения изделия. Практика. Выполнение простейших тематических композиций. 8.Бисероплетение. 8.1 Параллельное низание. Теория. Современные техники бисероплетения. Правила работы с бисером. Практика. Выполнение узора «ромбики». 8.2 Плетение «мозаика». Теория. Современные техники бисероплетения. Правила работы с бисером. Практика. Выполнение узора «зебра». 8.3 Ажурное плетение. Теория. Современные техники бисероплетения. Правила работы с бисером. Практика. Выполнение узора «сеточка». 8.4 Плоское параллельное плетение на проволоке. Теория. Правила работы с бисером. Алгоритм выполнения плоских игрушек на проволоке. Практика. Изготовление плоских игрушек на проволоке: крокодил, паучок, петушок и др. 8.5 Объемные изделия на основе параллельного плетения проволокой. Теория. Правила работы с бисером. Схемы бисероплетения. Алгоритм выполнения объемных изделий на проволоке. Практика. Изготовление объемных изделий на проволоке. Выполнение поделок с опорой на схему плетения: кольцо с жемчужиной, кольцо из пуговицы и др. 9. Плетение из газет. 9.1 Изготовление изделий. Теория. Техника безопасности. Простое плетение плоскими трубочками. Косичка — четырехконцовка. Алгоритм выполнения изделий. Практика. Изготовление изделий: прямоугольная рамка, лапти. 17 УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (3 год обучения) № п/п Разделы, темы программы Всего Теория Практика 1. Введение в программу. 1 1 - 1 1 - Работа с бумагой и картоном. 5 1 4 2.1 Сумочка «Подснежник». 2,5 0,5 2 Готовое изделие. 2.2 Шкатулка «Сердечко». 2,5 0,5 2 Готовое изделие. 5 1 4 5 1 4 6 1 5 6 1 5 15 3 12 1.1 Вводное занятие. 2. 3. Природный материал. 3.1 Панно «Цветы в вазе». 4. Лепка. 4.1 Поделки из соленого теста. 5. Бумажная пластика. Количество часов 18 Формы аттестации/ контроля Опрос. Готовое изделие. Готовое изделие. 5.1 Квиллинг. Введение в технику. Основные элементы квиллинга. 5.2 Картина «Дерево». 5.3 Изделие в смешанной технике. 6. Вышивание. 6.1 Вышивка крестом. Общие правила вышивки крестом. Основные приемы вышивки крестом. 6.2 Вышивание рисунка по схеме. 2,5 0,5 2 Готовое изделие. 5 1 4 Готовое изделие. 7,5 1,5 6 Готовое изделие. 21 4,5 16,5 5 1 4 Опрос. Готовое изделие. 7,5 1,5 6 Готовое изделие. 6.3 Вышивка бисером. Основные техники вышивки бисером. 1 0,5 0,5 Готовое изделие. 6.4 Вышивка по канве. 7,5 1,5 6 Готовое изделие. 2,5 0,5 2 2,5 0,5 2 Бисероплетение. 20 4 16 8.1 Изготовление отделочных элементов. 5 1 4 Готовое изделие. 8.2 Изготовление украшений и аксессуаров из бисера. 15 3 12 Готовое изделие. Плетение из газет. 14,5 2,5 12 14,5 2,5 12 90 18,5 71,5 7. Декупаж. 7.1 Декупаж жестяной банки. 8. 9. 9.1 Изготовление изделий. Итого: 19 Готовое изделие. Готовое изделие. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (3 год обучения) 1. Введение в программу. 1.1 Вводное занятие. Теория. Знакомство с программой на учебный год. Инструктаж по технике безопасности. 2. Работа с бумагой и картоном. 2.1 Сумочка «Подснежник». Теория. Техника безопасности при работе с бумагой и картоном, клеем и ножницами. Алгоритм выполнения изделия. Практика. Конструирование из плотного картона дамской сумочки. 2.2 Шкатулка «Сердечко». Теория. Знакомство с приемами работы в технике объемной аппликации. Технология изготовления шкатулки. Практика. Конструирование из плотного картона шкатулки в форме сердца, декорирование готового изделия. 3. Природный материал. 3.1 Панно «Цветы в вазе». Теория. Техника безопасности при работе с природным материалом. Алгоритм выполнения изделия. Практика. Изготовление аппликации из тыквенных семечек «Цветы в вазе». 4. Лепка. 4.1 Поделки из соленого теста. Теория. Тестопластика. Материалы и инструменты для работы с соленым тестом. Правила работы и техника безопасности при работе с соленым тестом. Технология изготовления игрушек. Практика. Изготовление игрушек из соленого теста (по выбору учащихся). 5. Бумажная пластика. 5.1 Квиллинг. Введение в технику. Основные элементы квиллинга. Теория. История возникновения искусства «квилинг». Материалы и инструменты, основные приемы. Правила техники безопасности при работе с колюще — режущими инструментами. 20 Практика. Выполнение открытой и закрытой спирали. Выполнение отдельных элементов: капля, листик, глаз, квадрат и др. 5.2 Картина «Дерево». Теория. Правила техники безопасности при работе с колюще — режущими инструментами. Технология изготовления картины. Практика. Изготовление картины «Дерево» с использованием основных элементов квиллинга. 5.4 Изделие в смешанной технике. Теория. Правила техники безопасности при работе с колюще — режущими инструментами. Технология изготовления изделия. Практика. Изготовление изделия в смешанной технике «Корзина с цветами». 6. Вышивание. 6.1 Вышивка крестом. Общие правила вышивки крестом. Основные приемы вышивки крестом. Теория. Инструменты и приспособления для вышивки крестом. Техника безопасности при работе с колюще — режущими инструментами, нитками. Канва и пяльцы. Нитки для вышивания. Что делать, чтобы при вышивки нитки не перекручивались. Швы, используемые в вышивке крестом. С чего начинать и как закреплять шов. Практика. Карточки «Одень зверюшку». 6.2 Вышивание рисунка по схеме. Теория. Техника безопасности при работе с колюще — режущими инструментами, нитками. Тонкости вышивания крестом по схеме. Практика. Схема «Лиса». 6.4 Вышивка бисером. Основные техники вышивки бисером. Теория. Техника безопасности при работе с колюще — режущими инструментами, нитками. Техника вышивания бисером. Практика. Шитье «в прикреп», стежки шва «вперед иглу» и «за иглу», шитье «по счету». 6.5 Вышивка по канве. Теория. Техника безопасности при работе с колюще — режущими инструментами, нитками. Тонкости вышивания бисером по схеме. Практика. Схема «Пчела». 7. Декупаж. 7.1 Декупаж жестяной банки. Теория. Правила техники безопасности при декупаже. Приемы работы в технике «декупаж» по декорированию жестяной банки. Практика. Выполнение простейших тематических композиций. 8. Бисероплетение. 8.1 Изготовление отделочных элементов. Теория. Правила работы с бисером. Алгоритм изготовления отделочных элементов. 21 Практика. Изготовление отделочных элементов: подвеска «капелька», «капелька с бусиной», «треугольник», «ромб», «колечко», «цветочек». 8.2 Изготовление украшений и аксессуаров из бисера. Теория. Правила работы с бисером. Алгоритм изготовления украшений и аксессуаров из бисера. Практика. Изготовление украшений и аксессуаров из бисера: брошь «пчелка», ожерелье с подвесками — ромбами, ожерелье «вечернее», колье «жемчужное», колье «паутинка», браслет «черное и белое». 9. Плетение из газет. 9.1 Изготовление изделий. Теория. Техника безопасности. Круглое донышко. «Стоечка за стоечку». Легкая витая ручка. Спиральное плетение. Практика. Изготовление изделий: корзинка, рогоз, снегирь. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ Методические материалы: общеобразовательная программа дополнительного образования; планы — конспекты занятий; подборки методического материала по различным видам прикладного творчества. Планируемая работа по накоплению методического материала: проведение работы по накоплению лучших детских работ с целью использования их в качестве иллюстративного материала; комплектование библиотеки методической литературы, используемой при работе над программой. Дидактические материалы: учебные пособия с подробным описанием; наглядные пособия. Материально – техническое обеспечение: Технические средства: компьютер. Инструменты и вспомогательные приспособления: ножницы, линейка, простой карандаш, цветные карандаши, фломастеры, стека, кисти, иглы, пяльцы, проволока, леска, шпажки. Материалы: цветная бумага, цветной картон, клей ПВА, клей – карандаш, супер — момент, двусторонний скотч, природный материал, пластилин, нитки, канва для вышивки, бумажные салфетки, акриловый лак, акриловая краска, соленое тесто, бисер, газеты, декоративные материалы. 22 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Для педагога: 1. Агапова И.А., Давыдова Н.А. Поделки из природных материалов. Москва, 2006 г. 2. Анистратова А.А., Гришина Н.И. Поделки из соленого теста. Москва, 2009 г. 3. Барковская Н.Ф. Игрушки из бисера. Минск, 2011 г. 4. Булгакова С.Ю. Плетение из газет. Москва, 2016 г. 5. Данкевич Е.В. Бижутерия из бисера. Москва, 2011 г. 6. Журавлева И.В. Оригами. Иллюстрированная энциклопедия для всей семьи. Лучшие модели. Москва, 2011 г. 7. Зайцева А.А. Объемный квиллинг. Цветы и фигурки животных. Москва, 2016 г. 8. Зайцева А.А. Цветочные композиции в технике петельный квиллинг. Москва, 2015 г. 9. Кириченко Г.В. Объемные оригами. Москва, 2012 г. 10. Красичкова А.Г. Энциклопедия бисероплетения. Москва, 2017 г. 11. Лаврик О.В. Большая книга рукоделия: вышивка крестом, бисером, лентами, плетение из бисера, декупаж, лепка из соленого теста, скрапбукинг, кракелюр. Харьков, 2016 г. 12. Леонова О.В. Рисуем изонитью: Оригинальные поделки в технике изонить. Санкт – Петербург, 2012 г. 13. Лещинская Ю.С. Волшебная изонить. Минск, 2011 г. 14. Хребтищева Е.С. Поделки в технике квиллинга своими руками. Москва, 2016 г. 15. Шквыря Ж.Ю. Забавные животные. 3 — D объемный квиллинг. Москва, 2013 г. Для родителей и детей: 1. Анистратова А.А., Гришина Н.И. Поделки из кусочков бумаги. Москва, 2009 г. 2. Бакланова Л.В. Поделки из природных материалов. Тула, 2008 г. 3. Башарина Н.М. Аппликация из соломки в детском саду. Ярославль, 2009 г. 23 4. Данкевич Е.В., Жакова О.В. Лепим из пластилина. Санкт — Петербург, 2001 г. 5. Дубровская Н.В. Аппликация из семян и косточек. Москва, 2008 г. 6. Каминская Е.А. Самые красивые поделки из бумаги для начинающих. Ростов — на — Дону, 2009 г. 7. Конышева Н.М. Чудесная мастерская. Москва, 2003 г. 8. Красавцева А.Н. Аппликация для малышей. Москва, 2006 г. 9. Люцкевич Д.А. Открытки к любому празднику. Москва, 2007 г. 10. Морозова О.А. Волшебный пластилин. Москва, 2006 г. 24