Отдел образования администрации МР «Хвастовичский район» Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр развития творчества детей и юношества» Хвастовичского района Калужской области Принято на педсовете «Утверждаю» протокол № ___ от Директор МКОУДО «ЦРТДЮ» «___» _____ 2022 г. __________ / В.И. Сидоров Дополнительная общеобразовательная программа «Очумелые ручки» Возраст учащихся: 6 – 7 лет Срок реализации: 2 года Автор: Капуркина Анжелика Евгеньевна, педагог дополнительного образования с. Хвастовичи, 2022 г. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ Полное название программы «Очумелые ручки» Автор программы Капуркина Анжелика Евгеньевна Должность автора педагог дополнительного образования Организация, реализующая программу МКОУДО «Центр развития творчества детей и юношества» Адрес организации, реализующей Калужская область, Хвастовичский район, с.Хвастовичи, ул.Димитрова, д.1 программу Рецензент Год разработки 2019 Вид программы модифицированная Тип программы общеразвивающая Направленность программы художественная Возраст учащихся 6 – 7 лет Срок реализации программы 2 года Уровень реализации дополнительное образование Уровень освоения общекультурный Способ освоения содержания образования креативный Форма организации образовательной деятельности творческое объединение Название объединения «Творческая мозаика» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная общеобразовательная программа «Очумелые ручки» является модифицированной программой и имеет художественную направленность. Актуальность данной общеобразовательной программы заключается в том, что учащийся имеет возможность в рамках одного творческого объединения познакомиться с различными видами техник прикладного творчества. Работа с разными материалами и инструментами дает возможность учащимся проявить терпение, упорство, фантазию и художественный вкус, приобрести ручную умелость, которая позволяет им чувствовать себя самостоятельными. Создавая поделки своими руками, видя 2 результат своей работы, учащиеся испытывают положительные эмоции. Все это благотворно влияет на формирование здоровой и гармонично развитой личности. Новизна рабочей программы «Очумелые ручки» в том, что она дает возможность учащимся освоить технику работы с различными видами материала. Умение работать с разными материалами позволяет переносить технологические приемы с одного материала на другой, получая новые оригинальные изделия. Кроме того, смена видов работы и материала исключает возможность уставания и перенасыщения одним видом деятельности. Обучение по программе позволит освоить несколько видов декоративно — прикладного творчества и приобрести учащимся ремесленные навыки, которые могут пригодиться в будущем для созидательного труда — в этом заключается педагогическая целесообразность программы. Цель программы: развитие творческих способностей учащихся в процессе овладения разными видами декоративно — прикладного творчества. Задачи программы: Предметные: ✔ сформировать умение следовать устным инструкциям; ✔ обучить различным техникам декоративно — прикладного творчества; ✔ обучить основным приемам работы с различными материалами и инструментами. Метапредметные: ✔ развивать творческую активность, фантазию, наблюдательность и художественный вкус; ✔ сформировать познавательный интерес и способность к самообразованию; ✔ развивать пространственное мышление учащихся. Личностные: ✔ сформировать аккуратность, усидчивость, ответственность, трудолюбие; ✔ воспитывать умение работать в коллективе; ✔ воспитывать уверенность в себе, сформировать адекватную самооценку. При составлении всех разделов программы «Очумелые ручки» использованы некоторые разделы существующих программ и рекомендаций (Богатова О.А. «Секреты мастерства», учебные пособия Конышевой Н.М. и др.). Общеобразовательная программа «Очумелые ручки» рассчитана на 2 года обучения и ориентирована на учащихся 6 — 7 лет. Количество учащихся в первой группе второго года обучения — 18 человек (2 подгруппы). Количество учащихся во второй группе второго года обучения — 19 человек (2 подгруппы). Всего по программе «Очумелые ручки» будут заниматься 37 человек. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа (72 часа в год). 3 Продолжительность одного занятия для учащихся дошкольного возраста — 30 минут с 10 мин. перерывом. Форма организации деятельности учащихся на занятии: индивидуальная и групповая. Методы: ✔ объяснительно – иллюстративный (учащиеся воспринимают и усваивают готовую информацию); ✔ репродуктивный (учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности). Ожидаемые результаты: В результате обучения по В результате обучения по Год данной программе учащиеся обучения данной программе учащиеся будут знать: будут уметь: 1 год 1. простейшие правила организации рабочего места; 2. виды декоративно — прикладного творчества; 3. название и назначение материалов, их использование, применение и доступные способы обработки; 4. название, назначение и приемы безопасной работы с колюще — режущими инструментами и другими приспособлениями; 5. историю возникновения и развития различных техник работы с бумагой; 6. правила работы с бумагой, различной по фактуре; 7. правила сбора и хранения природного материала; 8. приемы работы с природным материалом; 9. виды пластилинографии; 10. историю возникновения искусства оригами; 11. основные базовые формы оригами; 12. простые приемы работы с пряжей; 13. последовательность изготовления несложных 4 1. правильно организовывать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы; 2. владеть приемами работы с бумагой и картоном, природным материалом, пластилином, нитками; 3. владеть навыками работы с простейшими инструментами ручного труда; 4. следовать устным инструкциям; 5. определять основные части поделок, анализировать под руководством педагога различные изделия; 6. сотрудничать со своими сверстниками, оказывать товарищу помощь, проявлять самостоятельность. изделий. 2 год 1. простейшие правила организации рабочего места; 2. виды декоративно — прикладного творчества; 3. название, назначение материалов, их использование, применение и доступные способы обработки; 4. название, назначение и приемы безопасной работы с колюще — режущими инструментами и другими приспособлениями; 5. приемы разметки заготовок: сгибанием, по шаблону; 6. последовательность изготовления несложных изделий; 7. способы соединения деталей. 1. правильно организовывать свое рабочее место; 2. владеть навыками работы с ножницами; 3. бережно и рационально обращаться с клеем, бумагой и другими сопутствующими материалами; 4. владеть приемами работы с бумагой и картоном, пластилином, нитками и др.; 5. самостоятельно выбирать материалы, цвета, инструменты для выполнения работы; 6. следовать устным инструкциям; 7. определять основные части поделок, анализировать под руководством педагога различные изделия; 8. сотрудничать со своими сверстниками, оказывать товарищу помощь, проявлять самостоятельность. Результативность выполнения образовательной программы «Очумелые ручки» отслеживается путем педагогического наблюдения. В процессе реализации программы используются следующие виды контроля: ✔ начальный контроль осуществляется в форме ознакомительной беседы с учащимися с целью введения их в мир декоративно — прикладного искусства, правил правильной организации рабочего места, гигиены и безопасной работы; ✔ текущий контроль включает в себя устные опросы, выполнение практических заданий; ✔ промежуточный контроль включает в себя практическое задание на заданную тему; ✔ итоговый контроль осуществляется в форме выставки творческих работ, включающей обобщающие задания по пройденным темам. 5 УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (1 год обучения) № п/п Разделы, темы программы Количество часов Формы аттестации/ контроля Всего Теория Практика 1 1 - 1 1 - 25 6 19 2.1 Аппликации из кругов. 4 1 3 Готовое изделие. 2.2 Поделка из цветных полосок бумаги. 4 1 3 Готовое изделие. 2.3 Поделка из бумажных салфеток. 3 0,5 2,5 Готовое изделие. 2.4 Обрывная аппликация. 4 1 3 Готовое изделие. 1. Введение в программу. 1.1 Вводное занятие. 2. Работа с бумагой и картоном. 6 Опрос. 2.5 Объемные игрушки. 4 1 3 Готовое изделие. 2.6 Театральная кукла. 4 1 3 Готовое изделие. 2.7 Игрушка — гармошка. 2 0,5 1,5 Готовое изделие. 8 2,5 5,5 3.1 Аппликация из листьев. 2 0,5 1,5 Готовое изделие. 3.2 Картина из пшена. 3 1 2 Готовое изделие. 3.3 Аппликация из яичной скорлупы. 3 1 2 Готовое изделие. 14 3 11 4.1 Поделки из пластилина. 4 1 3 Готовое изделие. 4.2 Рисуем пластилином. 3 0,5 2,5 Готовое изделие. 4.3 Мозаика из кусочков пластилина. 3 0,5 2,5 Готовое изделие. 4.4 Панно из пластилина. 4 1 3 Готовое изделие. 14 3 11 5.1 Введение в оригами. Технические приемы. 4 1 3 Готовое изделие. 5.2 Основные базовые формы. Изготовление моделей. 10 2 8 Готовое изделие. Работа с нитками. 10 2,5 7,5 6.1 Аппликации из обрезков ниток. 4 1 3 3. 4. 5. 6. Поделки из природного материала. Лепка. Оригами. 7 Готовое изделие. 6.2 Поделка из ниток. 2 0,5 1,5 Готовое изделие. 6.3 Игрушка из помпона. 4 1 3 Готовое изделие. 72 18 54 Итого: СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (1 год обучения) 1. Введение в программу. 1.1 Вводное занятие. Теория. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с программой. Беседа о видах декоративно – прикладного творчества. Показ готовых работ, как образец. 2. Работа с бумагой и картоном. 2.1 Аппликации из кругов. Теория. Беседа об истории возникновения, создании бумаги и картона, необходимость экономии и бережливого отношения к ним. Инструменты для работы с бумагой и картоном. Техника безопасности при работе с бумагой и картоном, клеем и ножницами. Алгоритм выполнения аппликаций. Практика. Изготовление аппликаций: утка, краб. 2.2 Поделка из цветных полосок бумаги. Теория. Инструменты для работы с бумагой и картоном. Техника безопасности при работе с бумагой и картоном, клеем и ножницами. Алгоритм выполнения аппликации. Практика. Изготовление аппликации «Еж». 2.3 Поделка из бумажных салфеток. Теория. Техника декорирования бумажными салфетками — «комочки». Инструменты для работы с бумажными салфетками. Техника безопасности при работе с клеем и ножницами. Алгоритм выполнения аппликации. Практика. Изготовление аппликации «Солнечный лев». 2.4 Обрывная аппликация. Теория. Инструменты для работы с бумагой и картоном. Техника безопасности при работе с бумагой и картоном, клеем и ножницами. Техника выполнения обрывной аппликации. Практика. Изготовление обрывной аппликации «Сова». 2.5 Объемные игрушки. 8 Теория. Инструменты для работы с бумагой. Техника безопасности при работе с бумагой, клеем и ножницами. Алгоритм выполнения объемных игрушек. Практика. Изготовление объемных игрушек: крокодил, карп. 2.6 Театральная кукла. Теория. Инструменты для работы с бумагой и картоном. Техника безопасности при работе с бумагой и картоном, клеем и ножницами. Алгоритм выполнения театральной куклы. Практика. Изготовление театральной куклы «Клоун». 2.7 Игрушка — гармошка. Теория. Инструменты для работы с бумагой и картоном. Техника безопасности при работе с бумагой и картоном, клеем и ножницами. Складывание «гармошкой» и техника ее выполнения. Алгоритм выполнения игрушки — гармошки. Практика. Изготовление игрушки — гармошки «Змея». 3. Поделки из природного материала. 3.1 Аппликация из листьев. Теория. Знакомство с приемами составления плоскостной аппликации из природного материала. Техника безопасности при работе с природным материалом. Алгоритм выполнения плоскостной аппликации. Практика. Изготовление аппликации из листьев. 3.2 Картина из пшена. Теория. Правила техники безопасности при работе с пшеном. Алгоритм выполнения картины из пшена. Практика. Изготовление картины из пшена «Утенок». 3.3 Аппликация из яичной скорлупы. Теория. Подготовка яичной скорлупы к работе. Правила техники безопасности при работе с яичной скорлупой. Алгоритм выполнения аппликации. Практика. Изготовления аппликации из яичной скорлупы «Цыпленок». 4. Лепка. 4.1 Поделки из пластилина. Теория. Свойства пластилина, технология работы с пластилином. Инструменты для работы с пластилином. Техника безопасности при работе с пластилином. Алгоритм выполнения фигурок из пластилина. Практика. Лепка животных. 4.2 Рисуем пластилином. Теория. Технология рисования пластилином. Техника безопасности при работе с пластилином. Технология изготовления. Практика. Изготовление аппликации из пластилина «Петух». 4.3 Мозаика из кусочков пластилина. Теория. Пластилиновая мозаика. Техника безопасности при работе с пластилином. Технология изготовления. Практика. Изготовление мозаики из кусочков пластилина «Коза». 4.4 Панно из пластилина. 9 Теория. Техника безопасности при работе с пластилином. Процесс изготовления панно. Практика. Изготовление панно «Рыба». 5. Оригами. 5.1 Введение в оригами. Технические приемы. Теория. История оригами. Схемы в оригами. Термины, применяемые в оригами. Инструменты для занятий оригами. Техника безопасности. Алгоритм выполнения игрушки — шутки. Практика. Изучение схематических обозначений способов сгибания и складывания. Складывание квадрата по правилам (точное совмещение углов и сторон). Изготовление складок «вогнутой», «выпуклой». Изготовление игрушки — шутки «Птица». 5.2 Основные базовые формы. Изготовление моделей. Теория. Базовые формы оригами. Техника безопасности. Процесс складывания. Практика. Складывание базовых форм: треугольник, дверь, книжка, воздушный змей, блин, рыба, дом. Модели, выполняемые на основе базовых форм: поросенок, кролик, гномик и др. 6. Работа с нитками. 6.1 Аппликации из обрезков ниток. Теория. Нитки для аппликации, особенности выполнения работ из ниток, выбор клея. Инструменты, необходимые для работы. Техника безопасности при работе с нитками. Алгоритм выполнения аппликаций. Практика. Изготовление аппликаций из обрезков ниток. 6.2 Поделка из ниток. Теория. Техника безопасности при работе с нитками. Технология изготовления поделки. Практика. Изготовление поделки «Гномик». 6.3 Игрушка из помпона. Теория. Техника безопасности при работе с нитками. Технология изготовления игрушки из помпона. Практика. Изготовление игрушки из помпона (по выбору учащихся). 10 УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (2 год обучения) № п/п Разделы, темы программы Всего Теория Практика 1. Введение в программу. 1 1 - 1 1 - 17 4,5 12,5 2.1 Аппликация из бумажных колец. 2 0,5 1,5 Готовое изделие. 2.2 Осенняя поделка. 2 0,5 1,5 Готовое изделие. 2.3 Объемная поделка. 3 1 2 Готовое изделие. 2.4 Игрушка — гармошка. 2 0,5 1,5 Готовое изделие. 2.5 Торцевание. 4 1 3 Готовое изделие. 2.6 Изготовление игрушки — дергунка. 4 1 3 Готовое изделие. 5 1 4 3.1 Аппликация из сухих листьев. 2 0,5 1,5 Готовое изделие. 3.2 Аппликация из яичной скорлупы. 3 0,5 2,5 Готовое изделие. 1.1 Вводное занятие. 2. 3. Работа с бумагой и картоном. Поделки из природного материала. Количество часов 11 Формы аттестации/ контроля Опрос. 4. Лепка. 13 3 10 4.1 Поделки из пластилина. 3 0,5 2,5 Готовое изделие. 4.2 Мозаика из кусочков пластилина. 3 0,5 2,5 Готовое изделие. 4.3 Аппликация из пластилиновых жгутиков. 3 1 2 Готовое изделие. 4.4 Панно из пластилина. 4 1 3 Готовое изделие. Бумажная пластика. 22 5 17 5.1 Изготовление моделей. 22 5 17 Работа с нитками. 14 4 10 6.1 Аппликация из ниток. 3 1 2 Готовое изделие. 6.2 Объемная аппликация из ниток. 3 1 2 Готовое изделие. 6.3 Изготовление ниточной куклы. 4 1 3 Готовое изделие. 6.4 Игрушка из помпона. 4 1 3 Готовое изделие. 72 18,5 53,5 5. 6. Итого: 12 Готовое изделие. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (2 год обучения) 1. Введение в программу. 1.1 Вводное занятие. Теория. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с программой. Показ готовых работ, как образец. 2. Работа с бумагой и картоном. 2.1 Аппликация из бумажных колец. Теория. Инструменты для работы с бумагой и картоном. Техника безопасности при работе с бумагой и картоном, клеем и ножницами. Алгоритм выполнения аппликации. Практика. Изготовление аппликации «Лев». 2.2 Осенняя поделка. Теория. Техника декорирования бумажными салфетками — «комочки». Инструменты для работы с бумажными салфетками. Техника безопасности при работе с клеем и ножницами. Алгоритм выполнения аппликации. Практика. Изготовление аппликации «Красная рябина». 2.3 Объемная поделка. Теория. Инструменты для работы с бумагой и картоном. Техника безопасности при работе с бумагой и картоном, клеем и ножницами. Алгоритм выполнения объемной поделки. Практика. Изготовление поделки «Ежик на поляне». 2.4 Игрушка — гармошка. Теория. Инструменты для работы с бумагой и картоном. Техника безопасности при работе с бумагой и картоном, клеем и ножницами. Складывание «гармошкой» и техника ее выполнения. Алгоритм выполнения игрушки — гармошки. Практика. Изготовление игрушки — гармошки «Ящерица». 2.5 Торцевание. Теория. Техника «торцевание». Инструменты для работы с бумажными салфетками и картоном. Техника безопасности при работе с бумажными салфетками и картоном, клеем и ножницами. Алгоритм выполнения аппликации. Практика. Изготовление аппликации «Балерина». 2.6 Изготовление игрушки — дергунка. Теория. История возникновения и развития игрушки — дергунка. Инструменты для работы с бумагой и картоном. Техника безопасности при работе с бумагой и картоном, клеем и ножницами, шилом. Алгорит выполнения игрушки — дергунка. Практика. Изготовление игрушки — дергунка «Летучая мышь». Поделки из природного материала. 3.1 Аппликация из сухих листьев. Теория. Использование сухих листьев в аппликации. Техника безопасности при работе с природным материалом. Алгоритм выполнения аппликации. Практика. Изготовление аппликации «Дерево» из крошки сухих листьев. 13 3.2 Аппликация из яичной скорлупы. Теория. Подготовка яичной скорлупы к работе. Правила техники безопасности при работе с яичной скорлупой. Алгоритм выполнения аппликации. Практика. Изготовления аппликации из яичной скорлупы (картинка по выбору учащихся). 4. Лепка. 4.1 Поделки из пластилина. Теория. Свойства пластилина, технология работы с пластилином. Инструменты для работы с пластилином. Техника безопасности при работе с пластилином. Алгоритм выполнения фигурок из пластилина. Практика. Лепка фруктов, овощей, кухонной посуды, животных. 4.2 Мозаика из кусочков пластилина. Теория. Пластилиновая мозаика. Техника безопасности при работе с пластилином. Технология изготовления. Практика. Изготовление мозаики из кусочков пластилина (картинка по выбору учащихся). 4.3 Аппликация из пластилиновых жгутиков. Теория. Техника безопасности при работе с пластилином. Технология изготовления. Практика. Изготовление аппликации из пластилиновых жгутиков (картинка по выбору учащихся). 4.4 Панно из пластилина. Теория. Техника безопасности при работе с пластилином. Процесс изготовления панно. Практика. Изготовление панно «Собака». 5. Бумажная пластика. 5.1 Изготовление моделей. Теория. Схемы в оригами. Инструменты для занятий оригами. Техника безопасности. Процесс складывания. Практика. Изготовление моделей, выполняемых на основе базовых форм. 6. Работа с нитками. 6.1 Аппликация из ниток. Теория. Нитки для аппликации, особенности выполнения работ из ниток, выбор клея. Инструменты, необходимые для работы. Техника безопасности при работе с нитками. Алгоритм выполнения аппликации. Практика. Изготовление аппликации из ниток (картинка по выбору учащихся). 6.2 Объемная аппликация из ниток. Теория. Нитки для аппликации, особенности выполнения работ из ниток, выбор клея. Инструменты, необходимые для работы. Техника безопасности при работе с нитками. Алгоритм выполнения объемной аппликации. Практика. Изготовление объемной аппликации из ниток «Одуванчики». 14 6.3 Изготовление ниточной куклы. Теория. Техника безопасности при работе с нитками. Технология изготовления куклы. Практика. Изготовление традиционной куклы: мальчик, девочка (по выбору учащихся). 6.4 Игрушка из помпона. Теория. Техника безопасности при работе с нитками. Технология изготовления игрушки из помпона. Практика. Изготовление игрушки из помпона «Птица». МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ Методические материалы: 15 ✔ общеобразовательная программа дополнительного образования; ✔ планы — конспекты занятий; ✔ подборки методического материала по различным видам прикладного творчества. Планируемая работа по накоплению методического материала: ✔ проведение работы по накоплению лучших детских работ с целью использования их в качестве иллюстративного материала; ✔ комплектование библиотеки методической литературы, используемой при работе над программой. Дидактические материалы: ✔ учебные пособия с подробным описанием; ✔ наглядные пособия. Материально – техническое обеспечение: Инструменты и вспомогательные приспособления: ножницы, простой карандаш, цветные карандаши, фломастеры, стека. Материалы: цветная бумага, цветной картон, клей ПВА, клей – карандаш, природный материал, пластилин, нитки, бумажные салфетки, декоративные материалы. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Для педагога: 1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Аппликация. Москва, 2008 г. 2. Агапова И.А., Давыдова М.А. Поделки из природных материалов. Москва, 2006 г. 3. Анистратова А.А., Гришина Н.И. Поделки из кусочков бумаги. Москва, 2009 г. 4. Белошистая А.В., Жукова О.Г. Волшебные комочки: пособие для занятий с детьми. Москва, 2008 г. 16 Данкевич Е.В., Жакова О.В. Лепим из пластилина. Санкт – Петербург, 2001 г. 6. Журавлева И.В. Оригами. Иллюстрированная энциклопедия для всей семьи. Лучшие модели. Москва, 2011 г. 7. Люцкевич Д.А. Открытки к любому празднику. Москва, 2007 г. 8. Мамышева А.Н., Ермолаева Н.В. Аппликация в детском саду. Ярославль, 2008 г. 9. Хофман К. Фигурки из бумаги. Поделки из бумажных полосок. Москва, 2008 г. 10. Электронные ресурсы: http://StranaMasterov.ru Для родителей и детей: 1. Бакланова Л.В. Поделки из природных материалов. Тула, 2008 г. 2. Иванова Г.В. Подарочки для мамы. Санкт – Петербург, 2007 г. 3. Каминская Е.А. Самые красивые поделки из бумаги для начинающих. Ростов – на – Дону, 2009 г. 4. Ким Е.В. Волшебная бумага для мальчиков. Москва, 2008 г. 5. Кобитина Н.И. Работа с бумагой: поделки и игры. Москва, 2000 г. 6. Копышева Н.М. Чудесная мастерская. Москва, 2003 г. 7. Красавцева А.Н. Аппликация для малышей. Москва, 2006 г. 8. Морозова О.В. Волшебный пластилин. Москва, 2006 г. 9. Петрова И.М. Аппликация для дошкольников. Санкт — Петербург, 2007 г. 10. Рахно М.О. Открытки своими руками. Ярославль, 2009 г. 5. 17