Пешеходный туризм 2022

Отдел образования администрации МР «Хвастовичский район»
Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного
образования
«Центр развития творчества детей и юношества»
Хвастовичского района Калужской области

Принято педсоветом
Протокол №
От_________________

Утверждена
Директором МКОУДО «ЦРТДЮ»
Сидоров В.И.__________________
№ приказа ______от_____________

Дополнительная общеобразовательная программа
«Пешеходный туризм»

Возраст обучающихся -7 - 18 лет
Срок реализации программы- 4 года
Автор составитель -М.Д.Вождаев
Должность- педагог дополнительного образования
Программа разработана в 2022 году

Хвастовичи, 2022г.
1

Пояснительнаязаписка
1. Основныехарактеристикипрограммы:
1.1. Дополнительнаяобщеразвивающаяпрограмма«Пешеходныйтур
изм»реализуетсявсоответствиистуристскокраеведческойнаправленностью.
Туристско-краеведческая

деятельность

во

всех

ее

формах

способствуетвсестороннемуразвитиюличностиребенка,направленанасоверше
нствованиеегоинтеллектуального,духовногоифизическогоразвития,способств
уетприобретениюнавыковсамостоятельнойдеятельности.
Туристическое

путешествие

развивает

физически,

укрепляет

растущийорганизм,обогащаетчеловеказнаниями,вырабатываетчувствоколлек
тивизма,дисциплинированность,организованность,волю,инициативу,стремле
ние преодолеватьтрудности.
1.2.Актуальность

программыобусловлена

потребностями

и

интересамиобучающихсяиихродителей,атакжесовременнымиактуальнымина
правлениямиразвитиянаукии культуры.
Актуальностьобразовательнойпрограммыопределяетсяследующимифакт
орами:
 Неформальноеобобщениеврамкахдостиженияобщейцелиспособствуетс
плочениюколлектива;
 Испытаниесебявусловияхэкстремальныхситуацийиосознаниесобственн
ыхособенностейвконтекстемежличностныхотношенийявляетсязначите
льнымположительнокорректирующимфакторомвпроцессестановления
личности;
Туристско-краеведческая деятельность универсальна по содержанию
идоступнапоформаморганизациипрактическивкаждойшколе.Особуюактуальн
остьданномувидудеятельностипридаетвозможностьвыводадетей
изэкологическинеблагополучныхусловийгородавотносительночистую

2

природнуюсреду.Длядетей,которыенесмоглиреализоватьсебявспортивных
секциях

и

клубах

из-за

своих

физических

данных,

это

также

даетвозможностьдостичь успешныхрезультатов.
В

дополнение

к

современной

системе

среднего

образования,

котораяпреподаетученикумассупредметныхзнаний,туризмдаетпростейшиежи
зненныенавыки.
1.3. Отличительныеособенностипрограммысостоитвтом,чтопрограм
ма

«Пешеходный

туризм»

является

синтезом

смежных

с

туризмомобластейзнания:спортивногоориентирования,медицины,физической
культуры,спортивноготуризма.
Программа

«Пешеходный

примернойучебной

туризм»составлена

программы

направленности,опубликованной

на

основе

объединенийтуристско-краеведческой
в

сборнике

«Туризм

и

краеведение.

Программы для системыдополнительного образования детей» под редакцией
Ю.С.Константинова, М.,ФЦДЮТиК,2014г.
Авторомвведены

темы«Подготовка

и

проведение

походов»,

«Охранаприроды».
Принципиальнойособенностьюданнойпрограммыявляетсязначительное
преобладание

часов,

отведенных

на

практические

занятия,

надвременемтеоретическихзанятий.Этопозволитучащимсяболеепрочноовлад
етьприкладными умениями инавыками.
Обоснованием для разработки программы стали следующие
нормативныедокументы:
- КонституцияРоссийскойФедерации
- Федеральный закон РФ «Об образовании в РФ» №273 ФЗ от 29.12.2012г. (
сизм.и доп.от06.03.2019г.,от31.07.2020г.)
- Концепция развития дополнительного образования
детей(РаспоряжениеПравительстваРФот4сентября2014г.№ 1726р)
3

- ПостановлениеГлавногогосударственногосанитарноговрачаРФ

4

от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организациирежимаработыобразовательныхорганизацийдополнительногообраз
ованиядетей»
- ПисьмоМинобрнаукиРоссииот11.12.2006г.№06-1844«О
примерныхтребованияхкпрограммамдополнительногообразованиядетей»
- ПриказМинистерстваобразованияинаукиРоссийской
Федерации(МинобрнаукиРоссии)от09.11.2018г.г.Москва
«Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательнойдеятельностиподополнительнымобщеобразовательнымпр
ограммам».
1.4. Педагогическаяцелесообразностьпрограммы
Даннаяпрограмманаправленанасозданиесплочённогоколлективаучащих
ся,способногопреодолетьразличныетрудностивпоходныхситуациях

и

оказатьвозможную помощь пострадавшему участнику похода.Обучение по
данной

программе

дает

возможность

общего

развития

личностиучащегосявпроцессе предлагаемойемудеятельности.
1.5. Цельпрограммы
Цель

программы

–

создание

оптимальных

условий

для

личностногоразвития и самореализации школьников:формирование общей
культуры

ипозитивныхжизненныхценностейвпроцессетуристско-

краеведческойдеятельности,укрепленияздоровьяиразвитиемотивацииличност
икпознанию.
Длядостижениявышеуказаннойцелинеобходиморешитьследующие
задачи:
научить:

5

- ориентироватьсяпоместнымпредметамикомпасу;
- преодолеватьпрепятствиятуристскойдистанции;
- применятьивязатьосновныетуристскиеузлы;
- оказатьпервуюдоврачебнуюпомощи;
- выполнятьразличныефизическиеупражнения;
- соблюдатьтехникубезопасностиприорганизациибытавпоходахиэкспе
дициях;
познакомить:
- сразнообразнымипрактическиминавыкамипоосновамтуризма,ориенти
рования;
- сжизненноважнымиумениямиинавыками,необходимымидляповедени
явэкстремальныхситуациях;
привить:
-уменияинавыкисамостоятельнойдеятельностивтуристскойгруппе;
- стремлениекактивному исодержательному проведению
свободноговремени;
- устойчивыйинтерескзанятиямтуризмом;
сформировать:
- основныетуристскиенавыки;
-

навыкиработывкоманде;

-

уменияграмотноподходитькрешениювозникающихпроблем,каквобы

чнойжизни,такипривозникновениинепредвиденныхситуаций;
- развитиепознавательных,физических,нравственныхспособностейучащ
ихся;
развить:
- стремлениекправильномуфизическомуразвитиюучащихся;
-

уровень

социального

и профессионального

самоопределениятворческойсамореализацииличности;
- коммуникативнуюкомпетентностьвобщении;
воспитать:
6

- чувствоколлективизма,взаимопомощииответственности;
- волевыекачества:целеустремленность,настойчивость,инициативу;
- потребностьвздоровомобразежизни;
- ответственностьзасвоюдеятельность;
1.6.Адресатпрограммы–учащийсяввозрасте718лет,заинтересованныйвсвоемфизическомразвитии,расширениикругозора,п
олученииначальныхтуристскихнавыков,правиламповедениявэкстремальных
ситуациях.
Занятияпроводятсявгруппахпо12человек(1годобучения),10человек (2
год

обучения),

8

человек

(3

и

4

года

обучения),

но

по

мере

ростаопытаизнанийвоспитанников,постепенновозрастаетдолязанятийпоподгр
уппам.
Вобъединение«Пешеходныйтуризм»принимаютсянапринципахдобров
ольностивсежелающиеразнойстепениподготовленностибезспециальногоотбо
ра.Доборучащихсяна2-ойи3-ийгодобученияпроизводитсявформе
собеседования.
Посколькупрограммаразработанана4года,внейучитываютсяособеннос
ти психофизиологического развития учащихся разных возрастныхгрупп.
Учащиеся

имеют

уровни

развития

познавательной,

коммуникативной,эмоциональноволевойсфервсоответствиисуровнемличностногоразвития.
Программа«Пешеходныйтуризм»-комплекснаяобразовательнооздоровительная

программа

для

учащихся

7-18

лет,рассчитанана4года.Программа соответствует потребностям детей данного
возраста

и

развиваетвозможностивэтомвидедеятельности.Дляосвоенияпрограммыобуча
ющимисявыделеныразличныеблокипоосновамтуристскойподготовки,которы
евключаюттемы:туристскиеузлы,подготовкаипроведениепоходов,ориентиров
ание,охранаприроды,преодоление
7

препятствий,соревнованияпоспортивномутуризму,оказаниепервойдоврачебн
ойпомощи,подготовкакпоходам.Предусмотреносовершенствованиефизическ
ихвозможностей личности.
1.7. Формы

организации

образовательного

процесса

–

программаможет быть реализована как дополнительная общеразвивающая
программа втечениеучебногогода.
Занятияпроводятсясгруппойучащихсяввидепрактическихитеоретичес
кихзанятийвпомещении,наспортивнойплощадке,наместности.
Для

реализации

образовательных,

воспитательных

и

оздоровительныхцелейрекомендуетсяиспользоватьразличныеформыиметод
ыработы.
Учебнаяпрограммапокурсупроводитсявформелекций,бесед,семинарски
хипрактическихзанятийвпомещенииинаместности.Впрактическиезанятиявкл
юченызанятияпотехникеитактикетуризма,оказаниепервойдоврачебнойпомощ
и,занятияпоориентированию.Кпрактическим

занятиям

следует

отнести

плановое и внеплановое участие всоревнованиях и в судействе. Возможно
перераспределение

лекционных

ипрактическихчасоввсвязиссезоннымиособенностями,внеплановымимеропри
ятиямии материальными возможностями.
Квнеплановыммероприятиям,каккодномуизвидоввнеучебнойдеятельно
сти, следует отнести участие в соревнованиях, т.к. их количество,время
проведения

сложно

спланировать.

К

внеучебной

деятельности

следуетотнести и работу с туристскими коллективами области и соседних
регионов:знакомство с их деятельностью, организацию матчевых встреч, и
проведениесовместныхпоходоввыходногодня.
Припроведенииучебныхивнеучебныхмероприятийнеобходимосотрудни
чествосзональноймаршрутно-квалификационнойкомиссией(МКК) – в форме
знакомства с ее работой, приглашение членов МКК напрактическиезанятия.

8

II. Объемпрограммы:
2.1. Объем

программы

Программа

рассчитана

на

4

года,

усложнениематериала из года в год происходит по спирали (т.е. возврат к тем
же темам,но с более широким и углубленным изучением),с учетом
индивидуальныхспособностейдетей(физических,творческих,моральноволевых).
2.2. Срокреализациипрограммы
Времяобученияпокаждомугоду:1годобучения– 144 часа,2годобучения–
144 часа,3 год обучения–144часа,4 год обучения–180 часов.
2.3. Режим занятий
Занятия

проводятся

3

раза

в

неделю

по1,2,

3,

4

часа

обязательнымпроведением 10-минутной паузы.
III. Планируемыерезультаты
3.1. Планируемыерезультаты
Итогомреализациипрограммыстанутследующиерезультаты:
Предметныерезультаты
Кконцуобученияпо даннойпрограммеучащиесянаучатся:
-

ориентироватьсяпоместнымпредметамикомпасу;

-

преодолеватьпрепятствиятуристскойдистанции;

-

применятьивязатьосновныетуристскиеузлы;

-

оказыватьпервуюдоврачебнуюпомощи;

-

выполнятьразличныефизическиеупражнения;

- соблюдать технику безопасности

при работе с

туристскимснаряжением;
-

соблюдатьтехникубезопасностиприорганизациибытавпоходахи

экспедициях;
учащиесяпознакомятся:
- сразнообразнымипрактическиминавыкамипоосновамтуризма,
9

с

ориентирования;
- сжизненноважнымиумениямиинавыками,необходимымидляповеден
иявэкстремальныхситуациях;
уучащихсябудутсформированы:
- основныетуристскиенавыки;
- навыкиработывкоманде;
-

уменияграмотноподходитькрешениювозникающихпроблем,каквобы

чнойжизни,такипривозникновениинепредвиденныхситуаций;
- познавательные,физические,нравственныеспособности;
уучащихсябудутразвиты:
-стремлениекправильномуфизическомуразвитиюучащихся;
- уровень социального

и профессионального

самоопределениятворческойсамореализацииличности;
- коммуникативнаякомпетентностьвобщении;
уучащихсябудут

воспитаны:

- чувствоколлективизма,взаимопомощииответственности;
-волевыекачества:целеустремленность,настойчивость,инициативу;
- потребностьвздоровомобразежизни;
- ответственностьзасвоюдеятельность;
Метапредметныерезультаты:
Уучащихсябудутсформированы:
- способности актуализировать и применять в процессенахождения
впоходной

ситуациизнания,

полученные

в

рамках

изучения

различныхпредметов;
- уменияпланироватьиосуществлятьсовместнуюдеятельность,договар
иватьсяораспределениифункцийиролейвтакойдеятельности, адекватно
оценивать собственное поведение и поведениеокружающих вцелях
недопущения конфликтов;
Личностныерезультаты:
Уучащихсябудут сформированы:
10

 установкиназдоровыйобразжизнипосредствомучастиявтуристскихзаняти

ях и мероприятиях;


умениеприниматьвовниманиемнениеисостояниетоварищейпогруппе,ока
зыватьимпомощь,вырабатыватьколлективноерешение;

 умение

владеть

собой

в

экстремальных

ситуациях,

приниматьправильныерешения, оцениватьсвои ичужиепоступки;
3.2. Способыиформыпроверкирезультатов
Формамиподведенияитоговреализацииданнойдополнительнойобразов
ательнойпрограммыявляютсяследующиемероприятия:соревнованияпоспортивномутуризму,соревнования«Школабезопасности»,тури
стские походы, спортивные тренировки,практическиезанятия.
Способамипроверкиожидаемыхрезультатовреализацииданнойпрогра
ммыявляются:анкетирование,педагогическоенаблюдение,собеседование,резу
льтативность,обсуждениетиповыхситуаций,педагогические
поручения,общественная

оценка

труда

педагога

(одобрениесо

стороныродителей,педагогов).
Показателем
служитактивное

успешного
посещение

освоенияребенкомпрограммы
занятий

и

участие

в

туристскихпоходах,с
оревнованиях«Школабезопасности»,соревнованияхпоспортивномутуризму.
Формойпромежуточнойиитоговойаттестацииучащихся,адекватнойсо
держаниюиособенностямучащихсяявляетсямониторинг,проводимыйпедагого
м.
Программапредполагаетиспользованиевсехвидовмежпредметн
ыхсвязей:опорных,сопутствующих,перспективныхсисторией,

географией,

литературой, информатикой, физической культурой,экологиейиосновами
безопасностижизнедеятельности.

11

Особоевниманиенеобходимоуделятьвопросамобеспечениябезопасно
сти

и

предупреждения

травматизмапри

изучении

каждой

темы,каждогогодовогоцикла,припроведениикаждогозанятияимероприятия.
Программа«Пешеходныйтуризм»предполагаетуровневоеобразованиеоб
учающихся.
Содержание1и2годаобучениясоответствуетобщекультурномууровнюо
своенияпрограммыисостоитиздвухэтапов.Первыйэтап–информационнопознавательный.

Воспитанники

в

этот

период

овладеваютосновами

туристских, начальных медицинских знаний. Основное вниманиеуделяется
техническим

приемам

и

бытовым

навыкам

пешеходного

туризма,обеспечениюбезопасности,оказаниюпервоймедицинскойпомощи,как
самомусебе,такисвоемутоварищу.Второйэтап–операционнодеятельностный.Наэтомэтапеформируютсяумениесамостоятельновыполнять
заданияпедагога:работатьсисточникоминформации,самостоятельно
выполнять обязанности в туристской группе, выбирать местои разбивать
бивак,

разрабатывать

маршрут,

составлять

списки

снаряжения,аптечки,рем.набора.
Содержание3и4годаобучениясоответствуетуглубленному,практикоориентированномууровнюосвоенияпрограммы.Здесьпроисходит расширение
знаний и приобретенного опыта по технике туризма,овладение основными
понятиями автономного существования в природнойсреде, приобретение
практических умений различного способа преодоленияестественных и
искусственных

препятствий,

приобретение

умений

и

навыковоцениваниячрезвычайнойситуацииипоискаразумногорешениябезопас
ноговыходаизнее,воспитаниецелеустремленности,упорствавдостижениицели,
трудолюбия.
Усвоениевоспитанникамиучебногоматериалавбольшейстепенизав
иситотвыбораформпроведениязанятий,методовобучения,постепенноговозрас
танияобъемаисложностиучебногоматериалаиотподдержанияповышенногоинт
ересакизучаемым темам.
12

Особоевниманиенеобходимоуделятьвопросамобеспечениябезопасност
и

и

предупреждения

травматизма

при

изучении

каждой

темы,каждогогодовогоцикла,припроведениикаждогозанятияимероприятия.

13

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙПЛАН

1годобучения
№
п/п

Тема

1
1.1

Введение
Знакомство, задачи
объединения, планы на год

2

4.5
5
5.1
5.2
5.3
5.4

Общая
физическая 133
подготовка
Подвижныеигры
Спортивныеигры
Узлы
24
Типы узлов и веревок
Применение
узлов
в
туризме
Подготовка и проведение 21
походов
Кодекс путешественника
Стратегия и тактика похода
Права
и
обязанности
участников
Снаряжение похода
Ориентирование
45
Правила ориентирования
Карты и компас
Приемы ориентирования
Участие в соревнованиях

6

Охрана природы

3

7
7.1
7.2

Техника безопасности
Вводный инструктаж
Инструктаж по технике
безопасности перед
практическими занятиями
Преодоление препятствий

6

2.1
2.3
3
3.1
3.2
4
4.1
4.2
4.3

8

Все
го
час
ов
3

Тео Практика
На
рия В
пом мес
еще тно
нии сти
3

30
60

3
3

14

Вводный
контроль:
беседа,
анкетирование
Текущий
контроль:
наблюдение
Текущий
контроль:
наблюдение

9
9

Текущий
контроль:
беседа

3
6
6
6

Текущий
контроль:
беседа

3
6
9
27

3

3
3

24

15
28

Формы
контроля/
аттестации

Текущий
контроль:
наблюдение
Текущий
контроль:
беседа
Текущий
контроль:
беседа
Текущий

8.1
8.2

по веревке
Типы препятствий
Отработка навыков

3
21

Соревнования по
спортивному туризму
Правила соревнований
Тактика команды
Участие в соревнованиях

30

24

10.3
11
11.1
11.2

Подготовка к походу 1
категории сложности
Составление маршрута
Распределение
обязанностей
Снаряжение
Доврачебная помощь
Виды травм
Состав аптечки

12

Итоговое занятие

2

9
9.1
9.2
9.3
10
10.1
10.2

ИТОГО:

3
3
24

Текущий
контроль:
наблюдение

8
8
8

Текущий
контроль:
наблюдение
Текущий
контроль:
беседа
Итоговый
контроль:
мониторинг
обучения
иразвития,
анкетирование

9
3
3

324

15

3

2

72

135

контроль:
беседа
Текущий
контроль:
наблюдение
Текущий
контроль:
беседа
Текущий
контроль:
наблюдение

117

Содержание
программы1годобуч
1. Введение

ения

1.1. Знакомство,задачиобъединения,планынагод.
Заполнениежурнала.Цели,задачи,планынаучебныйгод.Образовательнаяпрограм
ма«Пешеходный туризм».Анкетирование.
2. Общаяфизическаяподготовка
2.1. Подвижныеигры
Практическиезанятия:Ежедневныеиндивидуальныезанятияучащихсяобъедин
ения.
Упражнения:длярукиплечевогопояса,мышцшеи,туловища,ног,ссопротивление
м.Подвижные игры.
Упражнения на развитие: выносливости, быстроты, силы,
гибкости,ловкости.Кроссовый бег. Ускорения.Многоскоки.
2.2. Спортивныеигры
Практическиезанятия:Игры:футбол,волейбол,баскетбол
3. Узлы
3.1. Типыузловиверевок
Морскиеузлы.Веревкиразличныхдиаметров,назначение,применение.
Практическиезанятия:Узлыдлясвязыванияверёвокодинаковогоиразного
диаметра.

Узлы

для

организации

бивака.

Узлы,

используемые

дляпреодоленияпрепятствий.
3.2. Применениеузловвтуризме
Практические занятия: Вязка узлов (восьмерка, прямой, встречный,
стремя,схватывающие,булинь,проводникоднимконцом,двойнойпроводник,бр
амшкотовый).

16

4. Подготовкаипроведениепоходов
4.1. Кодекспутешественника
Правилапроведенияпоходов.Видыпоходов.Категориисложности.Составгруппы.
Требованиякмаршруту.
4.2. Стратегияитактикапохода
Понятие«акклиматизация».Распределениепрепятствийподнямпохода.Опреде
ление

цели

и

района

похода.

Составление

плана

подготовки

похода.Изучениерайонапохода:изучениелитературы,карт,отчетовопоходах,за
просывместныеобразовательныеидругиеучреждения,получениесведений
людей,

прошедших

у

планируемый

маршрут.Разработкамаршрута,составлениеплана-графика движения.
4.3. Праваиобязанностиучастников
Требованиякруководителямиучастникамгруппы.Ответственностьучастникапе
ред своимитоварищами.Личнаясамодисциплина.
Руководитель,завхоз,ремонтник,медик,хронометрист,летописец.Обязанности
иправа.Дополнительныедолжностивпоходе.Туристскиедолжности в походе –
помощник

руководителя

группы,

завхоз,

летописец,ответственныйзаремонтныйнабор,фотограф,костровой.Выполнени
еобщественныхпоручений.
4.4. Снаряжениепохода
Понятие

о

личном

и

групповом

снаряжении.

Перечень

личного

снаряжениядля13дневногопохода,требованиякнему.Типырюкзаков,спальныхмешков,преиму
ществаинедостатки.Правиларазмещенияпредметовврюкзаке. Одежда и обувь
для летних и зимних походов. Как готовить личноеснаряжение

к

походу. Снаряжение для
бивуака.Групповое снаряжение, требования к нему. Типы
палаток,

их

назначение,преимуществаинедостатки.Походнаяпосудадляприготовленияпи
щи.Топоры,пилы.Составиназначениеремонтнойаптечки.Хозяйственныйнабор
17

:оборудованиедлякостра,рукавицы,ножи,половникидр.

18

5. Ориентирование
5.1. Правилаориентирования
Приемыориентированиянаместностипоразличнымпризнакам.
5.2. Картыикомпас
Географическиекарты.Туристскиекрокиисхемы.Назначениекомпаса.Правила
обращения

с

компасом.

Ориентир.

Что

может

служить

ориентиром.Определениесторонгоризонта.Топографическиеиспортивныекарт
ы,масштабкарты.Условныезнакитопографическихиспортивныхкарт.Изображ
ениерельефанатопографическойиспортивнойкартах.Отличиеспортивнойкарт
ыоттопографической.Назначениекомпаса,правилаобщенияскомпасом.Ориент
ир.Чтоможетслужитьориентиром.Определениесторон горизонта.
5.3. Приемыориентирования
Азимут,определениеазимута.Движениепоазимуту.Приёмыобходапрепятствий
.Движениечерезпромежуточныеориентиры.Действияприпотере
ориентировки.Ориентирование

по

азимуту,

определение

азимута

наориентир.Лабиринт.Прохождение азимутальныхотрезков.
5.4. Участиевсоревнованиях
Практическиезанятия:участиевсоревнованияхпоспортивномуориентирован
ию.
6. Охранаприроды
Правила поведения в природе. Красная книга. Основы экологических
знаний.Навыки выживаниявприродной среде.
7. Техникабезопасности
7.1. Вводныйинструктаж
Инструкцияпо техникебезопасности№1,2,3,4,6-20.

19

Общиеположения.Правиладорожногодвижения.Основныеправилаповедениян
аулице.Правилавходаивыходаизавтобуса,трамвая,троллейбуса.
Дисциплинадвижениявпоходе.Правилаобращениясколющимиирежущимипре
дметами.
7.2. Техникабезопасностипередкаждымпрактическимзанятием
Правилаповеденияприпроведенииэкскурсий,подвижныхигр,походоввыходно
го дня.
8. Преодолениепрепятствийповеревке
8.1. Типыпрепятствий
Спуск,подъем,переправапобревну,траверс,маятник,навеснаяпереправа,Спосо
быпреодоления.
8.2. Отработканавыков
Практическиезанятия:отработканавыковпрохожденияэтапа«Спускподъём».Отработканавыковпрохожденияэтапа«Бревно».Отработканавыковпр
охожденияэтапа«навеснаяпереправа».Отработканавыковпрохожденияэтапа
«параллельные перила».
9. Соревнованияпоспортивномутуризму
9.1. Правилапроведениясоревнованийпоспортивномутуризму.Классдистанц
ий.Видысоревнований.Снаряжение.ЗнакомствосРегламентомпроведения
спортивных

соревнований

по

спортивному

туризму,

с

Правиламивидаспортаспортивныйтуризм,дистанция–
пешеходная,сПравиламипроведениясоревнований «Школабезопасности».
9.2. Тактикакоманды
Изучение тактики работы команды на различных технических этапах.
Ролькапитанакоманды.Действия участниковкоманды.
9.3. Участиевсоревнованияхпоспортивномутуризму.

20

Практические занятия: участие в соревнованиях по
спортивномутуризму.
10. Подготовкакпоходу1категориисложности
10.1. Составлениемаршрута
Выбор,определениеиизучениерайонапохода

Определение
категориисложности

похода.Разбивка подням.
10.2. Распределениеобязанностей
Практическиезанятия:Руководитель,завхоз,ремонтник,медик,хронометрист
, летописец. Обязанности и права. Дополнительные должностив походе.
Туристские должности в походе – помощник руководителя группы,завхоз,
летописец,

ответственный

за

ремонтный

набор,

фотограф,

костровой.Выполнениеобщественныхпоручений.
10.3. Снаряжение
Практические занятия: Укладка рюкзаков, подгонка снаряжения. Работа
соснаряжением,уходзаснаряжением,егоремонт.
11. Доврачебнаяпомощь
11.1. Видытравм
Раны–
колотые,резаные,ушибленные,рваные.Правилаобработкиран.Осложнения.Пр
авила наложения повязок.
Практическая часть: Первая помощь при занозах, порезах, ушибах.
Чтотакое заноза. Как правильно удалить занозу. Порез. Остановка
кровотечения,обработкараны.Ушиб,помощьпри ушибах.
11.2. Составаптечкидляпоходавыходногодня.
Медикаментозныйсоставаптечки.Составлениемедицинскойаптечки.Хранение
и

транспортировка

аптечки.

Назначение

и

дозировка

препаратов:ампульные,таблеточные,порошковые,линименты,смазки.Различи
21

явпринципе действия. Состав походной аптечки для походов выходного дня
имногодневных.Переченьиназначение,показанияипротивопоказанияк

22

применениюлекарственныхпрепаратов.Новейшиефармакологическиепрепара
ты.
Личнаяаптечкатуриста,индивидуальныелекарства,необходимыевзависимости
отхроническихзаболеваний.
Обезболивающие,противовоспалительные,антибактериальные,сердечныесред
ства.Основныетребованиякаптечке–
компактность,безопасность,простотаиспользования.
12. Итоговоезанятие
Практическоезанятие:мониторингобученияиразвития,анкетирование.
Планируемыерезультаты:
Поокончаниипериодаобученияучащиесядолжнызнать:
 Узлы:

восьмерка,

прямой,

встречный,

схватывающий,

булинь,проводник,двойной,проводник,брамшкотовый.
 Распределениеобязанностейвгруппевпоходе.
 Организациюпитания
 Выбормаршрута
 Подготовкуснаряжения
 Оказание первой медицинской
помощиДолжны уметь:
 Проходитьдистанциюпотуристскомумногоборью1класса
 Проходитьдистанциюповыбору(спортивноеориентирование)
 Выживатьвфорс-мажорных обстоятельствах

23

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙПЛАН

2 годобучения
№

Тема

п/п

1

Всего

Тео

Практика

часов

рия В

Нам

поме естн

контроля/а

щен

ост

ттестации

ии

и

Введение
Задачи

Формы

Вводный
объединения,

планы

на

контроль:

год,

беседа

анкетирование.
2

Общая

физическая

82

подготовка

Текущий

2.1 Упражнения на

контроль:

60

физическую

наблюдение

выносливость
2.2 Кроссы

2
20

2.3 Подвижныеигры
3

Ориентирование

3.1 Ориентирование

22
на

5

2

местности

Текущий
контроль:

3.2 Участие

в

15

наблюдение

2

Текущий

соревнованиях
4

Туристская подготовка

4.1 Понятие

13

страховки и

6

самостраховки
4.2 Условия

контроль:

прохождения

3

2

наблюдение

препятствий
5

Техника безопасности

9

9

24

Текущий

контроль:
беседа
6

Охрана природы

Текущий

3

6.1 «Красная книга»

контроль:

3

беседа
7

Узлы и их применение

5

Текущий

5

контроль:
наблюдение
8

Психологический

5

Текущий

5

тренинг, тестирование

контроль:
наблюдение

9

Подготовка к походу 1

Текущий

4

категории

контроль:

9.1 Групповое снаряжение

2

9.2 Заявочная документация

2

10

Итоговое занятие

1

наблюдение
Итоговый

1

контроль:
мониторинг
обучения
иразвития,
анкетирование
ИТОГО:

144

21

25

100

23

Содержаниепрограммы
2годобучения
1. Введение.
Задачиобъединения,планынагод,анкетирование.
2. Общаяфизическаяподготовка.
2.1. Упражнения,влияющиенафизическуювыносливость.

Практическиезанятия:Упражнениядлительнойнагрузки.Занятиянаулицепри
любыхпогодныхусловиях.
2.2. Кроссы.

Увеличениепродолжительностикроссовыхтренировок.Графикнагрузок.
2.3. Подвижныеигры

Выполнениеспециальныхупражнений,соответствующиеподвижныеигры.
3. Ориентирование.
3.1. Ориентированиенаместности.

Практические занятия: Приемы ориентирования на местности. Движение
влабиринте, ориентирование по различным признакам, работа с компасом
наместности.
3.2. Участиевсоревнованиях

Практические занятия: Участие в соревнованиях по ориентированию,
бегпо тренировочным дистанциям наместности.
4. Туристскаяподготовка
4.1. Понятиестраховкиисамостраховки

Понятие

самостраховки,

командной

страховки.

Правила

страховки.Специальноеснаряжение длянатягиванияиснятия перил.
Практические занятия: Применение страховки и самостраховки
напрактике.Использованиеснаряжениядлянатягиванияиснят
26

ияперил.

27

4.2. Условия прохождения

препятствийУсловияиправилапреодоленияпр
епятствий.
Практическиезанятия:Преодоленияпрепятствий(навеснаяпереправа,бревно
без укладки,натягиваниеперил,подъем,спуск,гатьит.д.).
5. Техникабезопасности.
Правилаповеденияприпереезденатранспорте.Правиланахождениявпоходеуво
доемови влесу. Правила организации купания.
6. Охранаприроды
Понятие «Красная книга». Растения Тульской области, занесенные в
«Краснуюкнигу». Исчезающиерастения.
7. Узлыиих применение.
Практическиезанятия:Применение19титуристскихузлов.Основныеузлы,применяющиеся
припреодолениипрепятствий.
8. Психологическийтренинг,тестирование.
Практическиезанятия:Коллективныйтренингколлектива(методикаОрловой
–
ТГПУим.Л.Н.Толстого).Психологическаясовместимостьгруппы,психологиче
скиепортретыучастников.Климатгруппы.Самооценка.
9. Подготовкакпоходу1категориисложности.
9.1. Групповоеснаряжение

Практические

занятия:

Распределение

обязанностей.

Подготовкаснаряжения.Личноеигрупповоеснаряжение.И
зучениемаршрута.
28

9.2. Заявочнаядокументация

Составдокументов

длязаявкипоходавмаршрутно-

квалификационнойкомиссии.Подготовказаявочныхдокументов.

29

10. Итоговоезанятие
Практическое занятие: Итоговыйконтроль:
мониторингобученияиразвития,анкетирование

Планируемыерезультаты:
Поокончаниивторогогодаобученияучащиесядолжны знать:
 Применение

узлов

при

преодолении

препятствий:

восьмерка,

прямой,встречный,схватывающий,булинь,проводник,двойной,проводн
ик,брамшкотовый.
 Порядокзаявки вМКК.
 Порядокорганизациистраховки
 Приемыориентированиянаместности
 Выбормаршрута
 Подготовкуснаряжения
 Правилапроведениясоревнованийпотуристскомумногоборьюиспортивн
омуориентированию
Должныуметь:
 Организоватьличнуюикоманднуюстраховку.
 Проходитьдистанциюпотуристскомумногоборью2класса
 Проходить

дистанцию

в

заданном

(спортивноеориентирование)
 Участвоватьвпоходе1категориисложности

30

направлении

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙПЛАН

3 годобучения
№
п/п

Тема

1.

Введение
Техника безопасности

2

2

Общая
физическая
подготовка
Приемы скалолазания

80

2.1
2.2
2.2
3.
3.1
3.2
4.
4.1
4.2

4.3
4.4

5.
5.1
5.2
5.3

Кроссы
Силовые упражнения
Ориентирование
Ориентирование
в
походе
Карты-схемы, кроки
Туристская
подготовка
Дистанция 2 класса
Преодоление
препятствий с
самонаведением
Стратегия и тактика
команды
Участие в
соревнованиях по
спортивному туризму
Подготовка к походу 1
категории сложности
Аварийная ситуация
Организация
спасательных работ
Особенности
и
отличие
походов

Все
гоч
асо
в

Те Практика
ор В
На
ия пом мес
еще тно
нии сти
2

2

45

Формы
контроля/а
ттестации
Вводный
контроль:
беседа
Текущий
контроль:
наблюдение

3
30
6
3

Текущий
контроль:
наблюдение

1
2

38
2
20

2

4
10

Текущий
контроль:
наблюдение
Текущий
контроль:
обсуждение
типовых
ситуаций
Текущий
контроль:
участие

9
1
1
1

31

5

Текущий
контроль:
обсуждение
типовых
ситуаций
Текущий

разныхвидовтуризма

контроль:

5.4

Разработка маршрутов

6.

Психологический
тренинг, тестирование

7

7

7.

Итоговое занятие

2

2

ИТОГО:

беседа

1

144

15 110

32

Текущий
контроль:
беседа
Итоговый
контроль:
мониторинг
обучения
иразвития,
анкетирование
19

Содержаниепрограммы
3годобучения
1. Введение
Задачиобъединения,планынагод,анкетирование.
2. Общаяфизическаяподготовка.
2.1. Приемыскалолазания

Приемыскалолазаниянаскалодроме.Типызацепок.
Практические

занятия:

Прохождение

простейшей

дистанции

наскалодроме.
2.2. Плавание.

Значениеуменияплаватьвсистемездоровогообразажизничеловека.Спасениеутоп
ающих.
Практическиезанятия:Обучениеплаванию.
2.3. Кроссы.

Практическиезанятия:Проведениекроссовыхтренировок.Составлениеграфика
тренировок.
2.4. Силовыеупражнения.

Практическиезанятия:проведениетренировоксприменениемсиловыхупражне
ний.
3.Ориентирование.
3.1. Ориентированиевпоходе.
Особенности, ориентирование по природным признакам и
описаниюмаршрута.Определение сторон горизонта.
Практическиезанятия:
Приёмыобходапрепятствий.Движениечерезпроме
жуточныеориентиры.Действияприпотереориентировки.
3.2. Карты,карты-схемы,кроки.
33

Топографические и спортивныекарты, масштаб карты.Отличие
спортивнойкартыот топографической.
Практическиезанятия:Условныезнакитопографическихиспортивныхкар
т.Изображениерельефанатопографическойиспортивнойкартах.

4.Туристскаяподготовка.
4.1. Дистанция2класса.
Описаниеиособенностипрохождениятехническихэтаповдистанции2гоклассапоспортивномутуризму.
4.2. Преодолениепрепятствийссамонаведением.
Практические занятия: Преодоление препятствий: траверс,
навеснаяпереправа,бревносукладкой,подъем,спускнаместно
стиссамонаведением.
4.3. Стратегия итактикакоманды.
Основныеприемыстратегииитактикипрохождениядистанции2гокласса.Лидированиена дистанции.
Практические занятия: Применение на практике основных
приемовстратегиии тактикипрохождения дистанции2гокласса.
4.4. Участиевсоревнованияхпоспортивномутуризму.
Практическиезанятия:Участиевсоревнованиявзалах,участиевсоревнованиях
поспортивномутуризму,соревнованиях«Школабезопасности».
5. Подготовкакпоходу1категориисложности.
5.1. Аварийнаяситуация.
Опасностивозникновения
паники.Способывыживаниявлесу,вгорах,впусты
не.
5.2. Организацияспасработ.
34

Распределение

обязанностей.

Применение

спасательного

снаряжения.Организацияпоискапострадавших.

35

Практические

занятия:

Поиск

пострадавших.

Транспортировкапострадавшихсприменением
спасательного снаряжения.
5.3. Особенностииотличиепоходовразныхвидовтуризма.
Особенностииотличиепешеходных,водных,горныхпоходов.Подготовкаснаряже
ния.
5.4. Разработкамаршрутов.
Изучение маршрута. Радиальный выход, линейный маршрут.
Понятиеакклиматизаци.
6. Психологическийтренинг,тестирование.
Практические занятия: Определение готовности группы к походу
2категориисложности.

Планируемыерезультаты:
Поокончаниитретьегогодаобученияучащиесядолжнызнать:
 Порядокпреодоленияпрепятствийссамонаведением
 Приемыориентированиявпоходе
 Правилаповеденияваварийнойситуации
 Организациюспасработ
 Составлениемаршрутасучетомакклиматизации
 Правила

судейства

соревнований

по

спортивному

испортивномуориентированию
Должныуметь:
 Организоватьличнуюикоманднуюстраховку.
 Проходитьдистанциюпоспортивномутуризму2класса
 Участвоватьвпоходе1категориисложности
36

туризму

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙПЛАН

4годобучения
№
п/п

Тема

Всег
о
часо
в

1
1.1
1.2

Введение
Задачи объединения
Документы о присвоении
разрядов, званий по
спортивному туризму
Пешеходный туризм
Снаряжение для зимнего
похода. Бивуак в зимнем
походе
Техника передвижения в
таежной, тундровой
местности, море
Способы приготовления
пищи (примусы,горелки)

2

Спортивный туризм
Спуск по вертикальным
перилам с пострадавшим
Соревнования связок
Дистанция «Спецтрасса»
Тактика дистанции
«Спасработы»
Основы выживания в
природе
Постройка укрытия в
снегу
Принцип изготовления
ловушек для зверей
Доврачебная помощь,
гигиена
Первая помощь при
ожогах
Асфиксия
Санитарные требования
при организации полевых
лагерей

92

2
2.1

2.2

2.3

3
3.1
3.2
3.3
3.4
4
4.1
4.2
5
5.1
5.2
5.3

Тео Практика
рия В
На Формы
пом мес контроля/а
еще тно ттестации
нии сти
Вводный
1
контроль/
1
беседа
Текущий
контроль:
наблюдение

6
1

1

1

2

3

44

2

26
2
3

10
2

Текущий
контроль:
наблюдение

1
2
1

Текущий
контроль:
беседа

1
4
2
1
1

37

Текущий
контроль:
беседа

6
6.1
6.2
6.3

7

8
8.1
8.2
9.

Ориентирование
Определение крутизны
склона по карте
Составление схемы
движения по легенде
Тактика и техника
спортивного, туристского
ориентирования

6

Техника безопасности
Техника безопасности при
использовании газовых
горелок
Общая физическая
подготовка
Упражнения на развитие
физических качеств
Игровые виды спорта
Итоговое занятие

3

ИТОГО:

1

2

1

1

Текущий
контроль:
обсуждение
типовых
ситуаций
Текущий
контроль:
беседа

1

3

63

2

180

38

16

Текущий
контроль:
беседа

30

3

20
2

10

130

34

Текущий
контроль:
наблюдение
Итоговый
контроль:
мониторинг
обучения
иразвития,
анкетирование

Содержаниепрограммы
1. Введение
1.1. Задачиобъединения.Планыработынаучебныйпериодилетнийотдых.

Заполнениежурнала
1.2. Документыоприсвоенииразрядов,званийпоспортивномутуризму.Разрядны

е требования по спортивному туризму – походы и туристскоемногоборье.
2. Пешеходныйтуризм
2.1Снаряжениедлязимнегопохода.Бивуаквзимнемпоходе.
Практическиезанятия:Организацияночевкивзимнихусловиях.Техникабезопас
ностиприиспользованиипечки.Кострищеиприготовлениепищи.
2.2. Техникапередвижениявтаежной,тундровойместности,моренам
Практическиезанятия:Отработканавыковпередвиженияпоместностианалогич
нойтаежной,тундровой,покамнями моренам.
2.3. Способыприготовленияпищи(примусы,горелки).
Практическиезанятия:Приготовлениепищинапримусахигорелках.Использова
ниесъедобныхпродуктоввпищу.
3. Спортивныйтуризм
3.1. Спускповертикальнымпериламспострадавшим.
Практическиезанятия:Страховкапострадавшегоинесущего,устройстводлятра
нспортировки,работасзажимами.
3.2. Соревнованиясвязок.
Практические занятия: Отработка прохождения дистанции в
связках.Взаимодействиепри работе всвязке.
3.3. Дистанция«Спецтрасса».
Практические

занятия:

Подъем

по

вертикальным

перилам

сиспользованиемстремян.Спуск «дюльфером».

39

3.4. Тактикадистанции«Спасработы».
Действиякомандынаэтапахспасательныхработ.
Практические

занятия:

Отработка

действий

команды

на

этапахспасательныхработ.
4. Основывыживаниявприроде
4.1. Постройкаукрытиявснегу.
Практическиезанятия:
Использованиерельефаместности,настадлясоору
женияукрытия.
4.2. Принципизготовленияловушекдлязверей.
Практическиезанятия:Способыловлимелкихзверей.
5. Доврачебнаяпомощь,гигиена
5.1. Перваяпомощьприожогах
Видыожогов:термический,химический,электрический,4степениожогов.Симпто
мыкаждой степени.
5.2. Асфиксия.
Перваядоврачебнаяпомощьприасфиксии.
5.3. Санитарныетребованияприорганизацииполевыхлагерей
Изучение

санитарных

требований

при

организации

слетов,

правилаустановкибивуака.
6. Ориентирование
6.1. Определениекрутизнысклонапокарте.
Способы

изображения

рельефа

на

картах.

Сущность

способа

горизонталей.Сечение. Заложение. Горизонтали основные, утолщенные,
полугоризонтали.Бергштрих.Подписигоризонталей.Отметкивысот,урезывод.
Типичныеформырельефа и ихизображениена картах.
40

Практические

занятия:

Чтение

условных

топографических

знаков,определениехарактеристикиместности
6.2. Составлениесхемыдвиженияполегенде.
Практическиезанятия:Зарисовкатопографическихзнаков.Выдерживаниемасш
табов.
6.3. Тактика и техника

спортивного, туристского

ориентирования.ПоследовательностьвзятияКП,привязка к
ориентирам
7. Техникабезопасности
7.1.Техникабезопасности
Техникабезопасностиприиспользованиигазовыхгорелок:заменагазовогобалло
на,температурныйрежим.
8. Общаяфизическаяподготовка
8.1 Упражнениянаразвитиефизическихкачеств
Практическиезанятия:Упражнения:длярукиплечевогопояса,мышцшеи,туло
вища,ног,с сопротивлением.
Упражнениянаразвитие:выносливости,быстроты,силы,гибкости,ловкости.Кро
ссовыйбег.Ускорения.Многоскоки.Упражнениянагимнастических снарядах.
8.2 Игровыевидыспорта
Практическиезанятия:Подвижныеигры.Спортивныеигры.
9. Итоговоезанятие
Итоговыйконтроль:мониторингобученияиразвития,анкетирование

41

Планируемыерезультаты:
Поокончаниичетвертогогодаобученияучащиесядолжнызнать:
 Порядокприсвоенияразрядов
 Организациюбивуакавзимнихусловиях
 Технику передвижения в таежной, тундровой местности, по
осыпям,моренам
 Как строить укрытия в
снегуДолжны уметь:
 Пользоватьсягазовойгорелкой.
 Организовыватьспускиподъемпострадавшего
 Составлятьсхемудвиженияпокарте
 Определятькрутизнусклона,составлятьхарактеристикуместностипокарт
е

42

III. Комплекс организационно-педагогических
условийиформыаттестации
3.1. Методическоеобеспечениепрограммы
Впроцессеработыподаннойпрограммемноюиспользуютсяследующие
базовые образовательные технологии системно-деятельностногоподхода:
-обучение на основе учебных ситуаций. Использую учебные ситуации
сэлементамиигровойдеятельности:подвижныеигрынаразвитиеобщефизически
хкачеств,навнимание,развитиеколлективизма,ответственностизакоманду,дляс
нятиянапряженияиутомляемости.
-уровневая

дифференциация

в

основе

которой

лежит

дифференциациятребованийкуровнюусвоенияучебногоматериала.Основойда
ннойтехнологииявляетсяпризнаниевобучающемсяпартнера,имеющегоправон
а принятие решений. Задача педагога состоит в том, чтобы помочь
ребенкусделатьправильныйвыбор,определитьсявсфересвоихпознавательныхи
нтересов.
-

информационно-коммуникационные

технологии,

являющиеся

средойинформационнойподдержки учебно-воспитательногопроцесса.
В

учебно-исследовательской

деятельности

используюдифференцированноеобучение,чтоисключаетуравнил
овку
иусреднениедетей,повышаетуровеньмотивацииучениявсильныхгруппах,созда
етщадящиеусловиядляслабых,даетвозможностьпедагогууделятьповышенноев
ниманиепроблемномуребенку,даетвозможностьболеэффективноработатьснаи
болееодареннымиицелеустремленнымиобучающимися.
Активноприменяюразличныевидыпедагогическойподдержкивусвоении
знаний,умений,навыковигры,как,например,обучениебезпринуждения;обучен
ие,основанноенаинтересе,успехе,доверии.
43

Формыаттестациииконтроля
Вводныйконтрольпроводитсявначалеучебногогодавразличныхформахсц
ельюопределенияуровняподготовкиучащихся:беседа,педагогическоенаблюде
ние.
Формыпромежуточнойаттестацииопределяютсяпедагогомдополнительногооб
разованияипредусматривают:самооценкувыполненного
задания,результативностьучастиявсоревнованиях.
Промежуточнаяаттестацияпредполагаетпроведениемониторингаподополн
ительнойобщеобразовательнойпрограмменеменее2хразвгод.Мониторингвключаетопределениевысокого,среднегоинизкогоуровн
яобученности(проверкатеоретическихзнаний,практическихуменийинавыков)
иличностногоразвития(развитиепознавательной,коммуникативной,эмоционал
ьно-волевой,эмоционально-потребностнойсфер).
Результатыпромежуточнойаттестациизаносятсявдиагностическуюкартурез
ультатовобученияиразвитияучащихсяподополнительнойобщеобразовательно
йобщеразвивающейпрограмме.Припроведениипромежуточнойаттестацииучи
тываютсярезультатыучастияучащихсявтуристскихсоревновательныхиконкур
сныхмероприятияхразличногоуровня.
Сравнение

уровня

обученности,

уровня

личностного

развития

позволяетопределитьросткаждогоучащегосяидетскогообъединениявцеломвди
намикезаполугодие,учебныйгодинаконечномсрокереализациидополнительно
йобщеобразовательнойобщеразвивающейпрограммы.
Формаподведенияитоговреализациипрограммыпосещаемостьзанятийирезультатыучастиявтуристскихмероприятияхразлично
гоуровня.

44

3.2.Условияреализациипрограммы
Программа

может

быть

реализована

при

наличии

следующихорганизационно-педагогических условий:
-

наличие

в

образовательной

организации

(ОО)

педагога

ссоответствующимуровнем квалификации;
- наличиепомещения,испортивнойплощадки;
-

наличиедетей,заинтересованныхвосвоенииданнойпрограммы,ироди

телей,поддерживающихэтотинтерес;
-

наличиеудетеймедицинскогодопуска,спортивнойформыдлязанятий;

- наличиеследующего туристскогоснаряжения:
1. Палатка–4шт.
2. Тентдля палатки –4шт.
3. Рюкзак–15шт
4. Коврик– 15 шт.
5. Комплекткостровогоснаряжения,включаякотлы –1шт.
6. Аптечка
7. Компас–5шт.
8. Веревкикомплект
9. Карабины –45 шт.
10. Страховочныесистемы –15 шт.
11. Приспособления для подъема по веревке – 15
шт.12.Приспособлениядляспускапо веревке–15 шт.
13.Каски –15шт.
Формыдиагностики,
используемыеприпроверкеполученныхзнаний,умений,навыков.
1. Анкетирование
2. Педагогическоенаблюдение
45

3. Собеседование.
4. Результативность
5. Обсуждениетиповыхситуаций
6. Игрынаместности
7. Общественная оценка труда педагога (одобрение со
стороныродителей,педагогов)
Формыподведенияитогов
1. Профильныелагеря.
2. Туристскиепоходы.
3. Туристскиесоревнования.
4. Соревнованияпоспортивномуориентированию.
5. Соревнования«Школабезопасности».
Дидактическийматериал
1. Фильмыопоходахисоревнованиях.
2. Фильмы по технике пешеходного туризма или
мультимедийныепрезентациитуристскихмаршрутов.
3. Наглядныепособия.
4. Топографическиекарты.
5. Карточкидляизучениятопографическихзнаков.
6. Картыразличныхвидов(административные,топографическиеит.д.)ираз
личного масштаба.
7. Методическиерекомендациипотуризмуикраеведению.
8. Карточкидлязакреплениязнанийпоразличнымтемам.
9. Разработкиигр,интерактивныхпутешествий,квестов
соответствующей тематикина различных
электронныхобразовательныхресурсах

46

Литература
Дляпедагога:
1. Верба И. А., Галкин Я. Б. и др.Туристско-краеведческие кружки
вшколе.М.,Просвещение,1988.
2. ВербаИ.А.,ГолицынС.М.Идр.Туризмвшколе.М.,ФиС,1983.
3. ГанопольскийВ.И.

Туризмиспортивноеориентирование.

М.,ФиС,1987.
4. КодышЭ.Н.

Соревнованиятуристов.Пешеходныйтуризм.

М.,ФиС,1990.
5. ЛинчевскийЭ.Э.

Психологическийклиматгруппы.

М.,ФиС,1981.
6. ЛуговьерД.А.Туризмифотография.М.,Профиздат,1984.
7. ЛукояновП.И.Зимниеспортивныепоходы.М.,ФиС,1988.
8. МариновБ.Проблемы безопасностивгорах.М.,ФиС,1981.
9. МеньчуковА.Е.Тем,кто идетпо тайге.М.,Недра,1979.
10. Методическиерекомендациипоподготовкетуристовлыжников(снаряжениеибиваки).М.,ЦРИБТурист,1986.
11. Организацияипроведениеслетовисоревнованийпопешеходномутури
зму(методическиерекомендации).М.,ЦРИБТурист,1982.
12. Организация массового самодеятельного туризма. Учебное
пособие.М.,ЦРИБТурист,1986.
13. Основы безопасности в пешем походе (методические
указания).М.,ЦРИБТурист,1983.
14. ОстапецА.А.

Педагогикатуристско-

краеведческойработывшколе.М.,Педагогика, 1985.
15. Попчиковский В. Ю.

Организация и проведение

туристскихпоходов.М.,Профиздат,1987.
47

16. Природоохранное

благоустройство

туристских

маршрутов(методическиерекомендации).М.,ЦРИБТурист,1981.
17. Судействосоревнованийпопешеходномутуризму(методическиереко
мендации).М.,ЦРИБТурист,1983.
18. Туризмикраеведение.Программыдлявнешкольныхучрежденийиобщ
еобразовательных школ.М.,Просвещение,1982.
19. Физическаяподготовкатуристовпешеходников.М.,ЦРИБТурист,1979.
Дляучащихся:
1. БардинК.В.Азбукатуризма.М.,Просвещение,1981.
2. БогдановГ.П.

Школьникам–здоровыйобразжизни.

М.,ФиС,1989.
3. КострубА.А.Медицинскийсправочниктуриста.М.,Профиздат,1986.
4. КуриловаВ.И.Туризмучебноепособие.М.,Просвещение,1988
5. Организацияиподготовкаспортивноготуристскогопохода.
М.,ЦРИБТурист,1986.
6. Попчиковский В. Ю.

Организация и проведение

туристскихпоходов.М.,Профиздат, 1987.
7. РощинА.И.Безкомпасаи карты.Киев,Радяньска школа,1971.
8. СимаковВ.И.Туристскиепоходывыходногодня.М.,СоветскаяРоссия,
1984.
9. ШимановскийВ.Ф.,ГанопольскийВ.И.
Питаниевтуристскомпутешествии.М.,Профиздат,1986.
10. ШияновЛ.П.,РогаткинА.В.

Походывыходногодня.

М.,Профиздат,
11. ШтюрмерЮ.А.

1985.
Краткийсправочниктуриста.

М.,Профиздат,1985.

48

12. ШтюрмерЮ.А.
Опасностивтуризмемнимыеидействительные.М.,ФиС, 1983.
13. ШтюрмерЮ.А.
Четвертаяграньтуризма.Общественнополезнаяработатуристов.М.,П
рофиздат,1984.
Литература,использованнаяприразработкепрограммы
1. БогдановГ.П.

Школьникам–здоровыйобразжизни.

М.,ФиС,1989.
2. Организация

массового

самодеятельного

туризма.

Учебноепособие.М.,ЦРИБТурист,1986.
3. ОстапецА.А.

Педагогикатуристско-

краеведческойработывшколе.М.,Педагогика, 1985.
4. Попчиковский В. Ю.

Организация и проведение

туристскихпоходов.М.,Профиздат,1987.
5. Природоохранное

благоустройство

туристских

маршрутов(методическиерекомендации).М.,ЦРИБТурист,1981.
6. Туризмикраеведение.Программыдлявнешкольныхучрежденийиобщ
еобразовательных школ.М.,Просвещение,1982.
7. Физическаяподготовкатуристовпешеходников.М.,ЦРИБТурист,1979.

49

ПОНЕДЕЛЬНИК

ВТОРНИК

ГОД ОБУЧЕНИЯ
2

СРЕДА

ЧЕТВЕРГ

17:30-18:15
18:25-19:10

ПЯТНИЦА

СУББОТА

17:30-18:15
18:25-19:10

ГОД ОБУЧЕНИЯ
3

17:30-18:15

17:30-18:15

12:30-13:15
13:25-14:10

ГОД ОБУЧЕНИЯ
4

18:25-19:10

18:25-19:10

14:20-14:05
15:15-16:00
16:10-16:55

№

Второй год обучения

Третий год обучения

1

Новикова Снежана

Ермаков Денис

29 04 2008 *

2

Василькова Валентина 18 01 2009

Путилин Никита

27 05 2012

Жаберов Иван

25 06 2011

3

Андрюхина Лиза

15 08 2008

Федотова Кристина

31 03 2013

Кохтачев Никита

03 09 2007

4

Пикулева Полина

11 02 2010

Вождаева Эвелина

04 02 2014

Челяева Женя

13 07 2008

5

Юркова Евгения

09 03 2008

Куприкова Настя

Глушенкова Света

02 04 2009

6

Сотникова Елена

20 11 2007

Андросов Павел

Горбачёв Сергей

09 10 2007

7

Андрюхин Михаил

29 11 2011

Путилина Полина

11 06 2013

Дулинцова Лиза

26 11 2008

8

Мельникова Лиза

Лебедева Полина

19 07 2007

Кулиниченко Лера

02 11 2008

9

Карнюхин Николай

Лебедева Таня

19 07 2007

Матюшин Артём

01 11 2007

10

Кодакова Ксения05 11 2013

Прошина Настя

10 03 2009

11

Лучкин Вадим 16 10 2007

Вождаев Максим

29 04 2007

12

Сиротина Алёна

12 08 2008

Мельник Костя

10 01 2011

13

Васильчук Дима

09 11 2012

Лиляков Максим

29 05 2012

14

Польшин Олег

04 09 2014

Жаберов Денис

23 03 2007

15

Панова Полина

09 04 2009

25 12 2013
16 012010

Ковтун Дима

01 03 2011

Четвёртый год обучения

31 01 2014
29 07 2014

Зябрин Максим

50

51


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».