Радуга

Отдел образования администрации МР «Хвастовичский район»
Муниципальное казенное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Центр развития творчества детей и юношества»
Хвастовичского района Калужской области

Принято на педсовете
протокол № ______ от ______
Утверждаю:
Директор МКОУДО «ЦРТДЮ»
____________ В.И. Сидоров

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«РАДУГА»

Возраст учащихся: 6 - 13 лет
Срок реализации: 4 года
Автор: педагог дополнительного образования:
Савинова Наталья Анатольевна
Программа разработана в 2014 году
Дата корректировки - 2019 год

с. Хвастовичи 2022

Паспорт программы
Полное название программы:

«Радуга»

Ф.И.О. педагога:

Савинова Наталья Анатольевна

Должность автора:

Педагог дополнительного
образования

Организация реализующая

МКОУДО «Центр развития детей и

программу:

юношества»

Адрес организации реализующей
программу:

Калужская обл., Хвастовичский
район, с. Хвастовичи, ул. Димитрова
1

Рецензент:
Год разработки:

2014 год

Вид программы:

Модифицированная

Тип программы:

модульное

Направленность программы:

художественная

Возраст детей:

6-13 лет

Срок реализации программы:

4 года

Уровень реализации:

Дополнительное образование

Уровень освоения:

общекультурный

Способ освоения содержания

Дифференцированный

образования:
Форма организации

Творческое обьединение

образовательной деятельности:
Название объединения:

«Хоббилэнд»

2

Содержание
Пояснительная записка
Цель программы…………………………………………………………….2
Задачи программы…………………………………………………………….2-3
Режим работы творческого объединения «Хоббилэнд»…………………..4
Формы и методы работы……………………………………………………..6
Ожидаемые результаты………………………………………………………7-12
Учебно – тематический план 1- го года обучения………………………….13
Содержание программы (1год обучения)……………………………………13-15
Учебно – тематический план 2- го года обучения………………………….16
Содержание программы (2 года обучения)………………………………….17-20
Учебно – тематический план 3- го года обучения………………………….21
Содержание программы (3 год обучения)……………………………………22-25
Учебно – тематический план 4- го года обучения………………………….26
Содержание программы (4 года обучения)…………………………………27-33
Методическое и дидактическое обеспечение программы………………..34-35
Список литературы…………………………………………………………….36-38
Приложения……………………………………………………………………….39

3

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа представляет собой разработанный дополнительный
образовательный курс декоративно-прикладного творчества. На уроках в школе
учащиеся получают лишь основные, можно сказать, ознакомительные знания в
различных областях культуры, искусства и т.д., поэтому для наиболее полного
изучения и создания благоприятных условий функционирует детское творческое
объединение художественной направленности «Хоббилэнд».
Программа

актуальна, поскольку

является

комплексной,

вариативной,

предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественноэстетической

оценки

и

овладение

основами

творческой

деятельности,

определяющихся как продуктивная деятельность, в ходе которой ребенок создает
новое, оригинальное, активизируя воображение и реализуя свой замысел, находя
средства для его воплощения.
Новизна программы заключается в том, что она, являясь разнообразной (или
многоступенчатой) по структуре, позволяет осваивать несколько

смежных

направлений декоративно-прикладного искусства, что предоставит больше
возможностей для творческой самореализации учащихся.
Широкий набор видов деятельности и материалов для работы позволяет не
только расширить кругозор учащихся, но и каждому ребенку раскрыть свои
индивидуальные способности, найти свой материал и свою технику, что, безусловно,
окажет

благотворное

влияние

и

может

быть,

будет

способствовать

осознанному выбору будущей профессии.
Педагогическая целесообразность

программы заключается в том, что

пробуждает интерес к декоративно-прикладному искусству, способствует овладению
теоретическими знаниям и практическим навыками работы с различными
материалами в различных техниках рукоделия и направлена на воспитание
4

художественно-эстетического вкуса, развивает творческую активную деятельность,
содействует формированию всестороннего развития личности. Для реализации
программы используются различные формы и методы обучения: это рассказ, беседа,
практические упражнения. В обучение используется разновидность рассказаобъяснения,

когда

демонстрацией,

а

рассуждения
целью

и

доказательства

практических

сопровождается

упражнений

является

учебной

применение

теоретических знаний обучающихся в трудовой деятельности. Такие упражнения
способствуют трудовому, эстетическому воспитанию, творческой активности,
развивает художественный вкус и формирует интерес к декоративно - прикладному
творчеству. Занятия декоративно-прикладного искусством позволяют более активно
использовать возможность создавать своими руками уникальные произведения,
которые подчеркнут индивидуальность и помогут с пользой реализовать свой
творческий потенциал.
Цель программы:

овладение теоретическими знаниями и практическими

умениями работы с различными материалами, направленными на воспитание
художественно-эстетического вкуса.
Задачи программы:
Обучающие:
- обучить практическим навыкам работы в различных техниках рукоделия;
- ознакомить с основами проектной деятельности и показать учащимся место и
значение художественного проектирования при создании современных изделий.
Развивающие:
- способствовать развитию художественно-творческих способностей детей;
- развивать художественный вкус и ориентировать на качество изделий;
- развитие фантазии и зрительно-образного мышления учащихся.
5

Воспитательные:
- способствовать воспитанию творческой активности;
- формировать чувство самоконтроля;
- формировать интерес к декоративно-прикладному творчеству.
Общеобразовательная

программа «Радуга»

является

адаптированной,

модифицированной. По целевой направленности является прикладной. Данная
программа рассчитана на 4 года обучения.

На 2022 - 2022 учебный год в

программу внесены следующие изменения: из программы удален раздел «Вязание».
Направленность

дополнительная общеобразовательная общеразвивающая

программа «Радуга (декоративно-прикладное искусство)» имеет художественную
направленность и базовый уровень освоения. Программа позволяет детям путем
систематических занятий приобрести и овладеть теоретическими знаниями и
практическими навыками работы с различными материалами, направленными на
воспитание

художественно-эстетического

декоративно-прикладному

искусству,

а

вкуса
также

и

сформировать

содействовать

интерес

к

формированию

всесторонне развитой личности и удовлетворить свою потребность в общении,
самоутверждении и самовыражении.
Отличительной

особенностью программы является комплексное

и

гармонично-равноправное изучение, понимание и применение в современной жизни
основных видов рукоделия: бисероплетения, вышивки, шитья,

бумагопластика,

канзаши, пластилинографии. Приобщение к различным видам народного творчества
формирует у обучающихся основу целостного эстетического мировоззрения,
развитие творческих способностей и позволяет овладению практическим приемам и
навыкам

ручного

труда.

Данная программа

дает

полное

представление

о

декоративно – прикладном творчестве как об искусстве, его роли в жизни человека;
расширяет вариативность применения различных техник в декорировании предметов
6

быта, аксессуарах, дизайне интерьеров; углубляет знания о природе и искусстве;
организует художественно - творческую деятельность обучающегося направленную
на преображение окружающего мира. Данная программа помогает учащимся в
течение короткого промежутка времени сделать осознанный выбор в пользу того
или

иного

вида

декоративно-прикладного

творчества

(ДПТ),

то

есть

самореализоваться и самоопределиться.
Психолого - педагогические особенности возрастной категории обучающихся.
Программа рассчитана

на

освоение

детьми

возраста

6-13

лет,

поэтому возрастные особенности личности учащихся среднего этапа обучения
являются основным фактором, который должен быть принят во внимание педагога.
Учитывая

основные

психологические

новообразования

среднего

школьного

возраста, педагог обязан также учитывать особенности проведения занятий на
данном этапе и строить учебный процесс согласно формуле успешного обучения:
преподавание техники изготовления изделий должно строиться на понимании
сущности

обучения

декоративно-прикладному

творчеству

как

процессу

взаимодействия педагога и обучающихся, вовлекающему в себя стремление к
соучастию,

сопереживанию,

познавательной

совместную

деятельностью.

Такие

увлеченность
условия

коммуникационно-

способствуют

личностно-

ориентированной направленности обучения и помогают обучающемуся стать
активным участником учебного процесса.
Занятия по программе «Радуга» будут проводиться на базе МКОУДО
«ЦРТДЮ». Возраст учащихся 6-13 лет. 1 группа первого года обучения (делится
на две группы по 6 человек), 1 группа второго года, 1 группа третьего года
обучения и группа 4 года обучения. В группу первого года обучения набирается
по 12 человек. В группу второго года обучения набирается 12 человек. В группу
третьего года обучения набирается 8 человек, в группу 4 года обучения 8 человек.
Всего 40 учащихся.

7

Набор детей происходит в соответствии с санитарно-эпидемиологическими
требованиями к организациям дополнительного образования детей (внешкольные
организации) СанПин, пункт 2.4.4 1251 - 03.
Режим работы творческого объединения «Хоббилэнд»
Программа дополнительного образования «Радуга» рассчитана на 4 года
обучения.
для детей 1-го года обучения - 1 раз в неделю по 2 часа всего 36 ч. в год;
для детей 2-го года обучения - 2 раза в неделю по 2 часа всего 144ч. в год.
для детей 3-го года обучения - 2 раз в неделю по 2 часа всего 144 ч. в год.
для детей 4-го года обучения - 2 раз в неделю по 2 часа всего 144 ч. в год.
В основу программы положено обучение, основанное на развитии интереса и
творческих возможностей учащихся во внеурочное время. Все объекты труда
подобранны с таким расчетом, чтобы они требовали:
- использование допустимых материалов и инструментов;
- имели эстетическую значимость;
- давали представление о традиционных художественных видах обработки
различных материалов;
- были посильными детям 6-13 летнего возраста.
Программа позволяет реализовывать индивидуальные потребности детей:
коммуникативные, познавательные, инструментальные (обучение конкретному
ремеслу).

8

Программа
-

строится

гуманизация

с

учетом

основных

учебно-воспитательного

методических

процесса

(создание

принципов:
условий

для

максимального раскрытия возможностей и способностей ребенка).
- дифференциация и индивидуализация

обучения

(учет психических и

физических возможностей и способностей каждого ребенка).
- наглядности и доступности (комплексно использовать все методы обучения с
учетом индивидуальных особенностей ребенка).
- сознательности и активности (понимание учащимся того, что данные умения и
знания пригодятся ему в жизни; проявление желания овладеть этими знаниями).
Художественные изделия могут выполняться как индивидуально, так и
коллективно.

Итогом

освоения

раздела

программы

является выставка

работ учащихся.
С целью выявления уровней обученности предлагается следующая градация:
I уровень – репродуктивный с помощью педагога;
II уровень – репродуктивный без помощи педагога;
III уровень – продуктивный;
IV уровень – творческий
Формы и методы работы
Для результативности обучения задания подобраны так, чтобы процесс
обучения осуществлялся непрерывно от простого к более сложному. Программа
основана

на

ручной деятельности.

Как известно,

ручной труд

оказывает

благоприятное влияние на развитие интеллекта, речи и психологических функций
ребенка в целом. Формы занятий выбираются, исходя из возрастных и
психологических особенностей учащихся. В процессе практической деятельности
9

основными формами являются индивидуальные и групповые занятия. Практическая
часть преобладает, т.к. необходимо закрепить полученные знания, умения.

При

изучении теории с учетом возрастных особенностей целесообразно использовать
методы рассказа, с элементами показа, беседы.
Другие формы:
- Для младшего возраста – игра, в т.ч. ролевая, сюжетные занятия с применением
фольклорного материала.
- Для среднего возраста: практикумы, экскурсии, тематические праздники,
посиделки, оформление выставок и экспозиций, обсуждение, конкурсы.
- Для старшего возраста: творческие лаборатории по созданию художественного
образа в авторских композициях, экскурсии.
Ожидаемые результаты
К концу обучения по данной программе дети должны знать:
 Технику выполнения изделий.
 Традиционные виды рукоделия.
Уметь:
 Выполнять изделия в натуральную величину.
 Переводить рисунок.
 Составлять схемы и чертежи.
 Уметь применять свои знания в практической деятельности и повседневной
жизни.
Способы проверки знаний, умений.


начальная диагностика;
10



промежуточная аттестация;



итоговая аттестация.
Виды и формы контроля знаний и умений учащихся



Вводной контроль – собеседование, анкетирование.



Текущий контроль – проверка усвоения и оценка результатов каждого
занятия. Беседы в форме «вопрос – ответ», самостоятельная работа, беседы с
элементами викторины, конкурсные программы, контрольные задания,
тестирование.



Итоговый

(проводится

накануне

перевода

на

следующую

ступень

обучения) – основная форма подведения итогов обучения; участие в районных,
областных и Всероссийских выставках, тестирование, а также зачетная работа
по заданной теме или по выбору.
Способы организации контроля


индивидуальный;



фронтальный;



групповой;



коллективный.

Формы подведения итогов:


выставки и конкурсы (районные, областные, всероссийские);



зачетные занятия по теме;



защита творческих проектов.

11

1-й год обучения
Цель – овладеть приемами выполнения поделок и приобрести хорошие
технические навыки.
Задачи:
1. Образовательные:


научить соблюдать технику безопасности при работе с ножницами, швейными
иглами, электрическим утюгом;



обучить правильному положению рук при изготовлении поделок, пользованию
инструментами;



научить приемам

выполнения поделок и технике выполнения игрушек

различной формы;


научить свободно пользоваться схемами и графически изображать условные
обозначения;



научить гармонично сочетать цвета при выполнении поделок.

2. Развивающие:


развить творческий потенциал и реализовывать способности детей;



развить инициативность, самостоятельность;



развить эстетический вкус;



развить индивидуальную творческую деятельность детей.

3. Воспитательные:


сформировать культуру поведения в коллективе;



помочь организованно и целеустремленно проводить досуг;



воспитать

положительные

черты

характера

(трудолюбие,

аккуратность) и искоренять отрицательные (зависть, грубость).
12

усидчивость,

К концу 1- го года обучения учащиеся должны знать:


правила поведения;



технику безопасности;



основные приемы и технику выполнения игрушек разной формы;



условные обозначения;



основы цветоведения;

уметь:


свободно пользоваться схемами;



гармонично сочетать цвета при выполнении поделок;



выполнять изделия в различных техниках.
2-ой год обучения
Цель – развить у детей эстетическое восприятие окружающей среды через

умение делать красивые и полезные вещи для себя и для украшения интерьера.
Задачи:
1. Образовательные:


научить приемам

и техники выполнения сувениров, букетов, настольных

украшений и украшений к одежде, состоящих из мелких деталей;


сформировать технические навыки и приемы выполнения изделий;



научить выполнять декор для открыток и подарков;



научить вязать одежду для кукол.

2. Развивающие:


развить и реализовывать творческие способности детей;



развить эстетическое отношение к своим работам;
13



развить умение коллективной творческой деятельности детей.

3. Воспитательные:


сформировать коллектив единомышленников;



оказать помощь в организации жизни объединения и в работе Центра
творчества;



сформировать умение эстетически и нравственно оценивать окружающую
действительность.
К концу 2- го года обучения учащиеся должны знать:



способы изготовления поделок в различных техниках;



технологию выполнения изделий.
Уметь:



сопоставлять,

сравнивать,

анализировать

и

творчески

подходить

к

выполнению работы;


создавать своими руками красивые и полезные вещи.
3- й год обучения.

Цель – способствовать развитию художественно-творческих способностей, а
также профессиональному самоопределению детей.
Задачи:
1. Образовательные


усовершенствовать технические навыки и приемы выполнения изделий;



научить самостоятельно делать чертежи;



обучить свободному пользованию схемами;
14



научить использовать полученные знания, усвоенные приемы и правила
техники на практике для дальнейшего изготовления изделий.

2. Развивающие


развить у детей интерес к изготовлению поделок и формировать дизайнерский
кругозор;



развить художественно-эстетический вкус;



развить потребность детей в саморазвитии и самообразовании.

3. Воспитательные


сформировать у учащихся потребность в моральном развитии, в работе над
собой для формирования нравственного сознания и поведения;



оказать помощь в проведении совместных мероприятий объединения и Центра
творчества;



сформировать потребность в самообразовании и дальнейшем применении
практических навыков.

К концу 3- го года обучения учащиеся должны знать:


особенности построения чертежа изделия;



технологию выполнения изделий.
Уметь:



правильно снимать мерки;



подготавливать образцы вязания для расчета петель;



последовательно выполнять каждое изделие;



выполнять изделия в натуральную величину;



самостоятельно выбирать фасон, узор, производить расчет петель;



применять полученные знания на практике.
15

К концу 4- го года обучения учащиеся должны знать:


подбор ткани по цвету и фактуре.
Уметь:



правильного выполнения изделия, соблюдая алгоритм работы.

16

Учебно – тематический план 1-го года обучения
№ Название темы
п/п
1
2
3
4
5
6

7
8

Кол- Теория Практика Форма
во
аттестации/контроля
часов
1
1
беседа, тест
из
4
1
3
выставка

Введение
Аппликация
салфеток
Объёмная аппликация
Рисование
пластилином
Обратная мозаика на
прозрачной основе.
Аппликация
из
одинаковых
деталей
оригами.
Квиллинг
Итоговое занятие
Итого

6
12

1
1

5
11

выставка
выставка

4

1

3

выставка

4

1

3

выставка

4
1
36

1

3
1
28

выставка
беседа

8

17

Содержание программы (1 год обучения)
1. Введение (1 час)
Теория (1 час):
 Введение в содержание программы
 Народные ремесла и промыслы
 Роль ДПИ в жизни человека


Безопасные приемы труда и санитарно-гигиенические правила

2. Аппликация из салфеток (4 часа)
Теория (1 час)
 Демонстрация изделий выполненных из салфеток
 История рукоделия
Практика (3 часа)


Приемы работы с салфетками



Способы нанесения рисунка на основ.



Изготовление изделия (цыпленок на поляне)

3. Объёмная аппликация (6 часов)
Теория (1 час)
 Чтение сказки «Снегурочка»


Подготовка к новогоднему празднику

 Материалы и инструменты необходимые для работы
Практика (5 часов)
 Изготовление сувенира «Снегурочка» в технике объемной аппликации
4. Рисование пластилином (12 часов)
Теория (1 час)
 Материалы и инструменты, необходимые для работы


Цветовая гамма пластилина

Практика (11 часов)
18

 Приемы нанесения пластилина на основу
 Выполнение работы по заранее подготовленному рисунку
5. Обратная мозаика на прозрачной основе (4 часа)
Теория (1 час)
 Схемы для мозаики, основа для мозаики
Практика (3 часа)
 Приемы изготовления
 Выполнение работы по выбору учащихся
6. Аппликация из одинаковых деталей оригами (4 часа)
Теория (1 час)
 Знакомство с техникой оригами
Практика ( 3 часа)
 основные способы и формы складывания фигур оригами
 Создание различных изделий в технике оригами и составление
композиций из полученных фигур.
7. Квиллинг (4 часа)
Теория (1 час)
 Организация рабочего места. Правила ТБ.
Практика (3 часа)
 Основные элементы квиллинга.
 Панно в технике квиллинг.
8. Итоговое занятие (1 час)
Подведение итогов

19

Учебно – тематический план 2-го года обучения

№ Тема

Форма

Всего

Теория

Практика

1 Введение

2

2

-

беседа, тест

2 Вышивание

22

2

20

выставка, тест

3 Бисероплетение

22

2

20

выставка

12

2

10

5 Валяние

16

2

14

выставка

6 Квиллинг

14

2

12

выставка

7 Канзаши

20

2

18

выставка

4

Цветы из ткани, лент,
тесьмы, ниток

выставка

выставка

Модульное
8 конструирование

аттестации/контроля

из

14

2

12

9 Итоговое занятие

4

4

10 Резерв

18

16

-

144

38

106

бумаги

ИТОГО:

20

беседа

Календарно-тематическое планирование (2 год обучения)
1. Введение (2 часа)
Теория (2 часа)
 Введение в содержание программы.
 Народные ремесла и промыслы.
 Роль ДПИ в жизни человека. Безопасные приемы труда и санитарногигиенические правила.
2. Вышивание (22 часа)
Теория (2 часа)
 Использование вышивки в современном мире. Знакомство с видами
вышивки разных народов.
 Зарисовка орнамента, определение колорита и материалов для вышивки.
Практика (20 часов)
 Вышивание монограмы для фартука стебельчатым швом.
 Отделка вышивкой салфетки.
 Изготовление образцов вязания крючком.
 Изготовление одежды для кукол.
3. Бисероплетение (22 часа)
Теория (2 часа)
Значение бисерных изделий в жизни человека и ДПИ, Возможности
бисерного рукоделия. История развития бисерного рукоделия.
Практика (20 часов)
 Техника плетения из бисера и стекляруса.
21

 Бисерная скульптура: объемные изделия из бисера.
 Изделия из бисера: Колье, браслет, серьги, комплект, цветы, овощи,
фрукты, насекомые, животные и т.
4. Цветы из ткани, лент, тесьмы, ниток (12 часов)
Теория (2 часа)
Способы выкраивания деталей цветка.
Практика (10 часов)
Цветы для украшения одежды.
5. Валяние (16 часов)
Теория (2 часа)
Рабочее место. Инструменты, материалы, приспособления. Техника
безопасности с инструментами.
Практика (14 часов)
 Изготовление чехла для мобильного телефона в технике мокрого валяния.
 Изготовление игрушки в технике сухого валяния.
6. Квиллинг (14 часов)
Теория (2 часа)
 Организация рабочего места. Правила ТБ.
 Основные элементы квиллинга.
Практика (12 часов)
Объемное изделие в технике квиллинг.
22

7. Канзаши (20 часов)
Теория (2 часа)
История японского вида рукоделия – канзаши. Рабочее место для
выполнения канзаши. Технология выполнения лепестков для канзаши.
Разновидности канзаши.
Практика (18 часов)
 Изготовление элементов для канзаши.
 Изготовление панно по собственным эскизам
8. Модульное конструирование из бумаги (14 часов)
Теория (2 часа)
История развития бумагопластики, модульное конструирование.
Рабочее место, инструменты и приспособления. ТБ.
Практика (10 часов)
Изготовление поделки (лебедь).
9. Итоговое занятие. Подведение итогов (4 часа)
10. Резерв (18 часов)
Теория (18часов)
Подготовка к выставкам, конкурсам. Экскурсии. Праздники.

23

Учебно – тематический план 3-го года обучения
количество часов
№

Темы
всего теория

практи
ка

Форма
аттестации/контроля

1 Введение

2

2

-

беседа, тест

2 Вышивание

16

2

14

выставка

3 Бисероплетение

20

2

18

выставка

2

8

4

Цветы из ткани, лент,
тесьмы, ниток

10

выставка

5 Валяние

12

2

10

выставка

6 Квиллинг

12

2

10

выставка

7 Канзаши

12

2

10

выставка

Модульное
8 конструирование из
бумаги

20

2

18

9 Куклы

20

2

18

10 Итоговое занятие

2

2

11 Резерв

16

2

144

22

ИТОГО:

выставка

24

выставка
беседа,тест

14
122

Календарно-тематическое планирование (3 год обучения)
1. Введение – 2ч
Теория (2 часа)
Введение в содержание программы. Роль ДПИ в жизни человека.
Безопасные приемы труда и санитарно-гигиенические правила.
2. Вышивание (16 часов)
Теория (2 часа)
 Вышивка по картону Изонить. Материалы и инструменты для
работы.
 Технология заполнения различных углов, окружностей.
Практика (14 часов)
Вышивание композиции по собственным эскизам.
3. Бисероплетение (20 часов)
Теория (2 часа)
Составление схем.
Практика (18 часов)
 Плетение изделий по составленным и готовым схемам.
 Бисерная скульптура: объемные изделия из бисера.
4. Цветы из ткани, лент, тесьмы, ниток (10 часов)
Теория (2 часа)
Разработка эскиза композиции.

25

Практика (8 часов)
Состаление

цветочной

композиции

по

самостоятельно

разработанному эскизу.
5. Валяние (12 часов)
Теория (2час)
Разработка эскиза.
Практика (10 часов)
Изготовление игрушки по собственному эскизу.
6. Квиллинг (12 часов)
Теория (2 часа)
 Организация рабочего места. Правила ТБ.
 Составление эскиза для панно.
Практика (10 часов)
Панно в технике квиллинг.
7. Канзаши (12 часов)
Теория (2 часа)
Рабочее место для выполнения канзаши. Технология выполнения
элементов для канзаши.
Практика (10 часов)
 Изготовление элементов для канзаши.
 Изготовление панно.

26

8. Модульное конструирование из бумаги (20 часов)
Теория (2 часа)
Модульное

конструирование.

Рабочее

место,

инструменты

и

приспособления. ТБ.
Практика (18 часов)
 Изготовление модулей для изделия.
 Изготовление поделки по выбору.
9. Куклы (20 часов)
Теория (2 часа)
 История возникновения народной куклы.
 Демонстрация выставки изделий, фотоматериалов, методической литературы.


Назначение инструментов, приспособлений и материалов, используемых в
работе.



Правила безопасности труда и личной гигиены.

27

 Куклы-закрутки.
 Пеленашка.
 Зайчик-на-пальчик.
 Лихорадки (Лихоманки).
 Столбушка с детками.
 Куклы «День и ночь».
 Десятиручка.
 Кузьма и Демьян – покровители семейного очага и ремёсел.
 Вепсская кукла.


Зерновушка.



Рождественский ангел.

 Кукла вербная
 Обрядовая свадебная кукла. Неразлучники
10. Итоговое занятие (2 час).
Подведение итогов
11. Резерв (516часов)
Подготовка к выставкам, конкурсам. Экскурсии. Праздники.

28

Учебно – тематический план 4-го года обучения
№
п/п

Темы

Количество часов
Всего
Теория Практ
ика
2
2
-

Формы
аттестации/конт
роля
Входная
диагностика
Выставка, тест

1.

Вводное занятие

2.

Пошив игрушек на
каркасной основе
Новогодние украшения

20

2

18

24

2

22

4.

Куклы - сувениры в
народных костюмах

24

2

22

5.

8

2

6

8

2

6

Выставка

7.
7.1.

Проект «Полезные
игрушки»
Проект «Игрушки в
подарок»
Тильды
Тильды - куклы

Промежуточная
диагностика
Выставка
игрушек.
Тренинг –
общение.
Выставка

24

2

22

7.2

Тильды - пасха

16

2

14

7.3

Тильды - летняя страна

12

2

10

8.

Итоговое занятие

4

4

Выставка
игрушек
Самореклама
игрушки
Презентация
работ
Итоговая
диагностика

144

22

3.

6.

Итого:

29

122

Содержание программы (4 год обучения)
1.Вводное занятие
Теория (2 часа)
Цели

и

задачи

раздела.

Санитарно-гигиенические

требования.

Правила

безопасности труда.
История развития мягкой игрушки, входная аттестация
2.Пошив игрушек на каркасной основе (20 часов)
Теория 2 часа
Обсуждение образа игрушки. Технология подбора ткани, материалов, раскроя и
пошива. Способы изготовления и применения каркасов для игрушек. Способы
закрепления игрушек на общем фоне. Способ составления композиции. Викторина
«Угадай цветок». Беседа «Значение переднего и заднего плана»
Практика (18часов)
Просмотр образцов. Выбор игрушки для композиции (земляничка, ромашка,
чертополох, ландыши, одуванчик, фуксия, мимоза) раскрой деталей игрушки.
Сметывание деталей. Пошив деталей игрушки. Выворачивание. Изготовление
проволочного каркаса. Сборка и оформление игрушек на общем фоне.
3. Новогодние украшения (24 часов)
Теория (2 часа)
Роль материала в изготовлении новогодних украшений. Условность формы и
особенности конструкции украшений.

30

Практика (22 часов)
Рекомендации по выполнению работы. Применение ткани,
пряжи, меха в оформлении украшений.
Просмотр образцов и выбор новогоднего украшения для дома. Подбор материалов,
инструментов, мишуры, пряжи. Копирование деталей. Выполнение украшений.
Оформление кабинета новогодними украшениями.
4.

Куклы - сувениры в народных костюмах

(24 часов)

Теория (2 часа)
Куклы

- сувениры в народных костюмах. (Кукла в русском костюме (Рязанская

область, Орловская область), кукла в узбекском костюме, кукла в латышском
костюме, кукла в украинском костюме, кукла в казахском костюме.)
Практика(22 часов)
Просмотр иллюстраций по теме. Обсуждение образа игрушки. Технология подбора
ткани, материалов, раскроя и пошива. Применения поролона в создании объема
игрушки. Характеристика дополнительного материала в оформлении игрушки.
5. Проект «Полезные игрушки» (8 часа)
Теория(2 час)
Изучение свойств ткани – флис, фетр. Основные способы обработки краёв ткани.
Практика(6 часа)
Просмотр готовых игрушек. Подбор материалов и инструментов. Копирование лекал.
Раскрой деталей игрушки. Сметывание деталей игрушки. Выворачивание и набивка
игрушки синтетической ватой. Оформление игрушки бисером, вышивкой и
вязанными деталями.
31

6. Проект «Игрушки в подарок» (8 часа)
Теория (2 час)
Просмотр готовых игрушек.
Практика(6часа)
Подбор материалов и инструментов. Копирование лекал. Раскрой деталей игрушки.
Сметывание деталей игрушки. Выворачивание и набивка игрушки синтетической
ватой. Оформление игрушки бисером, вышивкой и вязанными деталями.
7.

Тильды

7.1.

Тильды - куклы (24часов)

Теория (2 часа)
Просмотр готовых игрушек. Подбор материалов и инструментов.
Практика (22 часов)
Копирование лекал. Раскрой деталей игрушки. Сметывание деталей игрушки.
Выворачивание и набивка игрушки синтетической ватой. Оформление игрушки
бисером, вышивкой и вязанными деталями.
7.2

Тильды – пасха (16 часов)

Теория(2 час)
Просмотр готовых игрушек. Подбор материалов и инструментов.
Практика(14 часов)
Копирование лекал. Раскрой деталей игрушки. Сметывание деталей игрушки.
Выворачивание и набивка игрушки синтетической ватой. Оформление игрушки
бисером, вышивкой и вязанными деталями.

32

Тильды - летняя страна (12 часов)

7.3

Теория(2 час)
Беседа « Уют дачных домов». Просмотр готовых игрушек.
Практика (10 часов)
Подбор материалов и инструментов. Копирование лекал. Раскрой деталей игрушки.
Сметывание деталей игрушки. Выворачивание и набивка игрушки синтетической
ватой. Оформление игрушки бисером, вышивкой и вязаными деталями.
Итоговое занятие (4 часа)

8.

Теория (4 часа)
Беседа:
1. «Правила поведения в лесу!»
2. «Правила безопасности на воде!»
3. «Правила поведения на дороге!»
Итоговая диагностика.
Выставка работ для родителей.
Методическое и дидактическое обеспечение программы:
1. Форма проведения занятий:


игры;



конкурсы;



викторины;



кроссворды;



блиц-опросы;
33



беседы;



выставки работ учащихся.

2. Методы организации учебно-воспитательного процесса:


объяснительно-иллюстративный;



демонстрационный;



метод контроля;



метод игровой ситуации;



проблемно-поисковый метод;



ситуационный метод;



творческий метод.

3. Дидактический материал:


использование учебных пособий и книг;



сценарии массовых мероприятий, разработанных для досуга учащихся;



наглядные пособия поделок и изделий, собственноручно изготовленные
педагогом;



творческие работы, стенды и т.д.;



образцы изделий, узоров.

4. формы подведения итогов:


тестирование;



анкетирование;



защита творческих работ и проектов;



контрольные занятия

34

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Список литературы для педагога
1. http://festival.1september.ru/articles/502747/
2. http://loskutnik.ru/
3. http://loskutnik.ru/article/view/loskutnye_prihvatki.html
4. http://tehnologia.59442s003.edusite.ru/p54aa1.html
5. Аппликация и бумагопластика. – М.: АРТ, 2008. - 164с., ил.
6. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Уроки оригами в школе и дома. – М.: Аким,
1996. – 208с., ил.
7. В. П. Гирич. 1000 узоров. - М.: Легкомбытиздат. - 1993.
8. В.С.Горичева «Куклы»- Ярославль, «Академия развития», 1999 год
9. Валентина. - 1997, № 7, 11, 12.
10. Ванханен.Н.А. Фантазия из колготок. 2007 г.
11. Войдинова Н.М. Куклы в доме. Профиздат. Москва.2005.
12. Волынкина

Л.В.

Энциклопедия

вязания

крючком.

Москва

«Мода

и

рукоделие», 2002.
13. Вязание - 91. Альбом. - М.: Легпромбытиздат, 1991.
14. Галина и Марина Дайн «Русская тряпичная кукла» - Москва, «Культура и
традиции», 2007 год
15. Гурская И.В. Радуга аппликации. – СПб.: Питер, 2007. – 212с., ил.
16. Давыдова Г.Н. Соленое тесто. – М.: АРТ, 2005. – 256с., ил.
17. Дейл Флеминг. Мотивы круга в квилте. Серия «Секреты мастерства».- М.:
Ниола- Пресс. 2007г.
18. Джоанна Вали Берти. Лоскутное шитье. От простого к сложному.- М.: Эксмо.
2008г.
19. Диченскова А. М. Вяжем с бисером: салфетки, вазы, панно. – Ростов н/д.:
Феникс, 2006. – 250 с.
35

20. Евсеев Г.А Бумажный мир. – М.: АРТ, 2006.- 107с., ил.
21. Еременко Т. И. Кружок вязание крючком: Пособие для учителя.

– М.:

Просвещение. 1984. – 143с., ил.
22. Журнал мод вязание- №1, 2009.3 с.
23. Журнал. Кукольный мастер №2. 2007г. Москва.
24. И.Зимина «Текстильные обрядовые куклы» Издательство «Ладога-100», 2000
25. И.Н.Котова, А.С.Котова «Русские обряды и традиции. Народная кукла.» Санкт-Петербург, «Паритет», 2003 год
26. Кеттелл Дж. Секреты холодного фарфора. – М.: Дизайн CJ, 2008. – 156с., ил.
27. М.Максимова, М.Кузьмина Быстрый крючок. Москва «ЭКСМО», 2004.
28. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ.
Культура быта М.: «Просвещение», 1986
29. Семенова Л. Н. Вяжем с бисером: сумки, пояса. Кошельки, косынки. – Ростов
н/Д.: феникс, 2006. – 252
30. Симмонс К. Текстильная кукла. – М.: Пресс, 2006. – 198с., ил.
31. Тарабарина Т.И. Оригами и развитие ребенка. – Я.: Академия развития, 1997. –
224с., ил.

36

Список литературы для учащихся и родителей
1. «Делаем куклы». – М. Издательство «Ниола-прес», 2006 год
2. В. Феррари «Игрушка своими руками»
3. Вяжите сами / Под ред. Е. Величкиной, Р. Колосовой. – М.: ФАБР, 1993.
4. Дирвянскене Я. Декоративное вязание. – М., 1998.
5. Журналы «Валентина», «Вязание», «Anna», «Diana», «Verena», «Sandra».
6. Кристании Дж., Страбелло В. Цветы вяжем крючком. – М., 2006.
7. Литвина О. С. Модели модной одежды, связанные крючком. – М., 2007.
8. Максимова М., Кузьмина М. Вязание крючком . – М., 2000.
9. Фарафошина Н.В. Художественное вязание. – М., 1994.
10. Экснер Ева. Цветы и фрукты круглый год. – М., 2005.

37

ПРИЛОЖЕНИЯ

38


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».