Юный атлет

1

Пояснительная записка
Обоснованием для разработки программы стали следующие нормативные документы:

- Конституция Российской Федерации
- Федеральный закон РФ «Об образовании в РФ» №273 ФЗ от 29.12.2012г.
- Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение
Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р)

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно- эпидемиологические
требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных
организаций дополнительного образования детей»

- Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О
примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»

- Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам».

- Устав МКОУДО «ЦРТДЮ»
1.

Основные характеристики программы:

Дополнительная общеразвивающая программа общей физической подготовки «Юный атлет»
реализуется в соответствии с физкультурно- спортивной направленностью.
Физкультурно-спортивная деятельность во всех ее формах способствует всестороннему
развитию личности ребенка, направлена на совершенствование его интеллектуального,
духовного и физического развития, способствует приобретению навыков самостоятельной
деятельности.
Актуальность. Реализация внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному
направлению – это обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с
раннего детства. В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно
важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Может быть предложено много
объяснений складывающейся ситуации. Это и неблагоприятная экологическая обстановка, и
снижение уровня жизни, и нервно-психические нагрузки и т.д. Весьма существенным фактором
«школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими
элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранении здоровья. Отсутствие
личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и
различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании.
2

Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в
полной мере творцом своей судьбы.
Данная программа может рассматриваться как одна из ступеней к здоровому образу жизни и
неотъемлемой частью всего воспитательного процесса в школе, через специально
организованную двигательную активность ребенка.
Практическая значимость: данная программа ориентирована на увеличение пространства, в
котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность,
реализовывать свои лучшие личностные качества.
Новизна программы. Посредством увеличения занятий физической культурой, в том числе
в игровой форме, достигается всестороннее развитие школьника.
Цель и задачи образовательной программы
Цель: Создание условий для оказания благоприятного воздействия на укрепление здоровья и
дальнейшего вовлечения в активные занятия физической культурой и спортом.
Основные задачи:

















оздоровительные
Укрепление здоровья, улучшение физической подготовленности.
Формирование волевых качеств личности и интереса к регулярным занятиям физической
культурой;
Воспитание сознательного и активного отношения к здоровью и здоровому образу жизни как к
ценностям.
Содействие гармоничному физическому развитию, всесторонней
физической
подготовленности и укреплению здоровью учащихся.
развивающие
Повышение тренировочных и соревновательных нагрузок уровня владения навыками игры в
процессе подготовки.
Развитие чувства ответственности за себя, за коллектив, за спортивные достижения команды;
Развитие физических качеств и психических свойств личности.
воспитательные
Воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями;
Воспитание нравственных и волевых качеств;
Воспитание активности, сознательности и самодисциплины и на их основе создание дружного,
боеспособного коллектива;
Воспитание трудолюбия, благородства и умения переживать неудачи и радости побед.
обучающие
углубление представления об основных видах спорта, соревнованиях, снарядах и инвентаре,
соблюдение правил техники безопасности во время занятий, оказание первой помощи при
травмах;
воспитание привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, избранными
видами спорта в свободное время.

3

Направленность программы. Основная направленность программы - спортивнооздоровительная. Содержание курса спортивно-оздоровительного направления «Юный атлет»
направленно на воспитание высоконравственных, творческих, компетентных и успешных
граждан России, способных к активной самореализации в общественной и профессиональной
деятельности, умело использующих ценности физической культуры для укрепления и
длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и
организации здорового образа жизни.
Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы то, что
она составлена из отдельных самостоятельных разделов двигательной деятельности, отличной друг от
друга по характеру и объему. В связи с этим при планировании занятий учитывается индивидуальные
особенности учеников, систематически оценивается реакция учащихся на предлагаемую
нагрузку, идет наблюдение за самочувствием занимающихся, вовремя замечаются признаки
утомления и предупреждается перенапряжение, а также формироваться у учащихся необходимые
умения и навыки по отношению к спортивной одежде, обуви, гигиены, режиму дня и питанию
юных спортсмена, по технике безопасности и самоконтролю за состоянием здоровья. Для данной
возрастной группы занимающихся предусматриваются теоретические, практические занятия,
выполнение контрольных нормативов, участие в соревнованиях, сдача норм ГТО.
Возраст учащихся: 8 – 11лет.
Особенности набора. К занятиям допускаются все желающие дети.
Сроки реализации. Данная образовательная программа рассчитана на один год и будет
реализована в 2022-2023 учебном году.
Форма организации деятельности: групповая, индивидуально-групповая. С целью
максимальной реализации программы широко используется способ проведения занятий в игровой
форме. В спортивно - оздоровительных группах занимаются ученики, изъявляющие желание
заниматься подготовкой к соревнованиям, сдаче норм ГТО.
Режим и продолжительность занятий. Занятия будут проводиться в групповой форме как
кружковая работа. Основными формами занятий будут являться теоретическая работа,
практическая работа с применением полученных теоретических навыков, игры, соревнования,
конкурсы. Занятия будут проходить 6 часов в неделю, всего 216 часов.

II. Планируемые результаты
Ожидаемые результаты:
Предметные результаты
К концу обучения по данной программе обучающиеся научатся:

- совершенствовать технику спринтерского и длительного бега;
- совершенствовать технику прыжка в длину с места;
- совершенствовать технику поднимания туловища из положения лёжа за 30 секунд;






совершенствовать технику подтягивания на высокой перекладине
Личностные:
-снижение заболеваемости;
-формировать физические качества;
-воспитывать культуру общения;
- воспитывать любовь и уважение к окружающим;
4

















- сблизить и сплотить детский коллектив;
- развивать самооценку у младших школьников;
- научить анализу собственных действий и поступков;
- научить планированию действий;
- развивать устную речь учащихся;
- развивать творческие способности;
- привить интерес к чтению дополнительной литературы и публикаций;
Познавательные:
-проверить умение самостоятельно выбирать нужную информацию.
-учиться определять цель деятельности с помощью учителя;
-учиться совместно давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятиях;
-учиться отличать верно, выполненное задание от неверного
Коммуникативные:
проверить умение оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом речевых
ситуаций, высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновывать, приводя аргумент.
Метапредметные:
-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
-самостоятельно оценивать правильность выполнения действий.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические упражнения.
В словесных методах часто используются
- объяснения, когда идет сообщение нового материала или дополнения к технике элементов;
- пояснения и комментарии при выполнении учащимися отдельных элементов техники, для
исправления ошибок и неточностей;
- рассказ, беседа проводится при изучении инструкции по технике безопасности.
Для повышения активности деятельности учащихся на занятиях применяются следующие
словесные методы:
- команды: для перестроений и построений, движений по залу;
- указания (методические и организационные);
- подсчет: для проведения упражнений разминки на месте и в ходьбе.
Наглядные методы даются с использование непосредственного и опосредованного показа.
Кроме выполнения упражнений преподавателем применяется показ наглядных пособий:
карточеки видео материалов.
Методы практического выполнения упражнений проводятся:
целостным
методом:
строго
регламентированного
упражнения,
частично
регламентированного упражнения;
- игровым методом;
- соревновательным методом.
Способы определения результативности. Результативность усвоения программы
отслеживается в три этапа:
- входной контроль – сентябрь;
- промежуточный контроль – январь, февраль;
- итоговый контроль – май.
Итоговый контроль имеет формы, направленные на обобщение программного материала
по всему тематическому спектру за текущий учебный год.
Формы и виды контроля: текущий, фронтальный опрос, правила игры, выполнение правил
игр, фиксирование результатов.
5

Контрольные испытания представляют собой демонстрацию уровня физической
подготовленности обучающихся; проводятся согласно плану работы объединения четыре раза в
год. Это спортивные соревнования, эстафеты, тестирование.
Активно используется технология оценивания образовательных достижений (учебных
успехов), при которой учащиеся принимают активное участие в оценке своей деятельности и
выставления отметок. В соответствии с этой технологией и требованиями ФГОС учащиеся
должны чётко знать и понимать цели своего образования, знания, которые они получают,
умения, которые они осваивают.
Формой контроля являются контрольные упражнения.

Режим занятий
Занятия проводятся в течение

обучения

6 раз в неделю по

1 часу (

понедельник-пятница 15.00 -15.45,суббота 10.00 -10.45)
Задачи по годам обучения
Группа начальной подготовки (1-й год обучения):
укрепление здоровья и закаливание организма учащихся, обеспечение разносторонней
физической подготовленности, укрепление опорно- двигательного аппарата, воспитание
общей выносливости, ловкости, развития быстроты, гибкости и подвижности в суставах,
обучение умению расслаблять мышцы, обучение основам техники бега, прыжков и
метаний,

изучение

правил

соревнований,

обучение

самостоятельному

ведению

спортивной борьбы
В группу набираются учащиеся 8-11лет, имеющие справки от врача.
Основными средствами общефизической подготовки на этом этапе являются
занятия гимнастикой, легкой атлетикой, подвижными играми,
К концу 1-го года обучения учащиеся должны показывать следующие результаты по
общефизической подготовке:

1. Бег 100 м – не более 17 сек
2. Бег 500 м – не более 2 мин.
3. Метание гранаты 700г (мальчики) – не менее 15м.
4. Метание малого мяча (девочки) – не менее 20м
5. Подтягивание на перекладине (мальчики) – 4-6 раз.
6. Отжимание от пола (девочки) – 10 раз.

6

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№

Тема

Количество часов

Всего
50

Теория
2

Формы
аттестации/контроля

Практика
48

1.

Легкая атлетика

2.

Футбол

35

2

3.

Баскетбол

25

2

23

спортивные
соревнования

4.

Гимнастика

27

2

25

тестирование

5.

Лыжная подготовка

50

2

48

6.

Н/ теннис

25

2

23

7.

Туризм

4

-

4

спортивные
соревнования
контрольные
упражнения
контрольные
упражнения

216

12

204

Итого

тестирование
спортивные
соревнования

33

КАЛЕНДАРНО – УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Тема






Кол-во
часов

История развития легкой атлетики в
стране. Режим и гигиена спортсменов.
Организация и проведение
соревнований.
Общая и специальная физическая
подготовка.
Общая и специальная физическая
Подготовка.
Основы техники и тактики.



История развития баскетбола в стране.
Организация и проведение
соревнований.
Общая и специальная физическая
подготовка.
Основы техники и тактики.



Основы техники и тактики.

Форма работы
беседа, обсуждение,
диалог
беседа, показ упражнения,
исправление ошибок
беседа, показ упражнения,
исправление ошибок
беседа, показ упражнения,
исправление ошибок
беседа, показ упражнения,
исправление ошибок
беседа, обсуждение,
диалог
беседа, показ упражнения,
исправление ошибок
беседа, показ упражнения,
исправление ошибок
беседа, показ упражнения,
исправление ошибок
беседа, показ упражнения,

Соревнования.
7





исправление ошибок
беседа, обсуждение,
диалог
беседа, показ упражнения,
исправление ошибок
беседа, показ упражнения,
исправление ошибок
беседа, показ упражнения,
исправление ошибок
беседа, показ упражнения,
исправление ошибок
беседа, обсуждение,
диалог
беседа, показ упражнения,
исправление ошибок
беседа, показ упражнения,
исправление ошибок
беседа, показ упражнения,
исправление ошибок
беседа, показ упражнения,
исправление ошибок
беседа, показ упражнения,
исправление ошибок
беседа, показ упражнения,
исправление ошибок
беседа, обсуждение,
диалог

История развития гимнастики в стране.
Режим и гигиена.
Организация и проведение
соревнований.
Общая и специальная физическая
подготовка.
Основы техники и тактики.
Основы техники и тактики.










История развития лыжного спорта в
стране. Режим и гигиена.
Организация и проведение
соревнований.
Общая и специальная физическая
подготовка.
Общая и специальная физическая
подготовка.
Общая и специальная физическая
подготовка.
Основы техники и тактики.
Основы техники и тактики.



История развития н/тенниса в стране.
Организация и проведение
соревнований.
Общая и специальная физическая
подготовка.
Основы техники и тактики.



Основы техники и тактики.



Основы техники и тактики.

беседа, показ упражнения,
исправление ошибок
беседа, показ упражнения,
исправление ошибок
беседа, показ упражнения,
исправление ошибок
беседа, показ упражнения,
исправление ошибок
беседа, показ упражнения,
исправление ошибок
беседа, обсуждение,
диалог
беседа, показ упражнения,
исправление ошибок
беседа, показ упражнения,
исправление ошибок
беседа, показ упражнения,
исправление ошибок
беседа, показ упражнения,
исправление ошибок
беседа, показ упражнения,
исправление ошибок

Соревнования.





История развития футбола в стране.
Режим и гигиена.
Организация и проведение
соревнований.
Общая и специальная физическая
подготовка.
Основы техники и тактики.
Основы техники и тактики.
Туризм. Основы техники и тактики.
8

9

Материально-техническое обеспечение
1.набивные мячи,

2. маты,
3. стойки,
4. перекладина - высокая и низкая,
5. гимнастические скамейки,
6. скакалки,
7. гири,
8. гантели,
9. футбольные, баскетбольные и волейбольные мячи.
10. секундомер и рулетка,
11. планка для замера гибкости,
сигнальный аппарат для сгибания и
разгибания рук в упоре лёжа.
12.коврик – 15 шт.
13.аптечка

Формы подведения итогов

1. Спортивные соревнования различного уровня

Список используемой литературы

1.
2.

Библиотечный фонд
Для педагога
Стандарт начального общего образования по физической культуре
Примерная программа по физической культуре для учащихся начальной школы (Лях)
Для учащихся

1.

«Физкультура в начальной школе», Г. П. Болонов; Москва: «ТЦ Сфера»

2.

«Подвижные игры 1-4 классы», А. Ю. Патрикеев; Москва: «ВАКО», 2011.

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».