Самоанализ муниципального казенного образовательного учреждения дополнительного образования «Центр развития творчества детей и юношества» Хвастовичского района Калужской области за 2021-2022 учебный год В самоанализе содержится информация о деятельности муниципального казенного образовательного учреждения дополнительного образования «Центр развития творчества детей и юношества» (далее – МКОУДО «ЦРТДЮ»). Цель самоанализа: обеспечение информационной открытости для широкой общественности в вопросах образовательной деятельности МКОУДО «ЦРТДЮ», результатах и проблемах его развития. Главной задачей данного самоанализа является ознакомление с работой МКОУДО «ЦРТДЮ», а также расширение круга социальных партнеров, повышение эффективности дополнительного образования детей в сотрудничестве с образовательными организациями. Раздел 1. Общая характеристика организации Полное наименование – муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр развития творчества детей и юношества» Хвастовичского района Калужской области. Краткое наименование – МКОУДО «ЦРТДЮ» Тип организации: образовательное учреждение дополнительного образования детей Вид организации: Центр развития творчества детей и юношества Организационно-правовая форма – казенное учреждение Учредитель – администрация МР «Хвастовичский район» Юридический адрес (местонахождение): 249364, с. Хвастовичи, ул. Димитрова, д. 1 Телефон: 848453 91 - 9- 17 Факс: 848453 91 - 9- 17 Адрес электронной почты: moudod-abramova@yandex.ru Основные виды деятельности: реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства; обеспечение необходимых условий для разностороннего личностного развития, адаптация к жизни в обществе, профессиональное самоопределение и организация творческого труда учащихся в возрасте преимущественно от 6 до 18 лет; формирование общей культуры и здорового образа жизни, удовлетворение потребности в занятиях физической культурой и спортом; организация содержательного досуга. Администрация учреждения: Директор: Сидоров Владимир Ильич 2.Организация образовательного процесса в МКОУДО «ЦРТДЮ» Социальная ситуация на современном этапе выдвигает на первый план личность, способную действовать уверенно, владеющую культурой жизненного самоопределения, умеющую адаптироваться в изменяющихся условиях, т.е. личность социальнокомпетентную. В процессе ее становления значительная роль отводится дополнительному образованию, вооружающему ребенка не суммой знаний учебных предметов, а целостной культурой, которая дает свободу самоопределения личности. Такую свободу может обеспечить только хорошее качественное дополнительное образование. Деятельность педагогического коллектива муниципального казенного образовательного учреждения дополнительного образования «Центр развития творчества детей и юношества» основана на признании ведущих принципов образования: признание прав ребенка на свободное самоопределение и самореализацию во внеучебной деятельности учреждений дополнительного образования; развитие индивидуальности каждого человека в условиях дополнительного образования; непрерывность образования в педагогически управляемой и лично регулируемой деятельности растущего человека. Дополнительное образование является востребованным как для самих детей, так и для их родителей. Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр развития творчества детей и юношества» осуществляет свою деятельность в соответствии с основополагающими руководящими документами: законом «Об образовании в Российской Федерации», Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, образовательной программой, программой развития ЦРТДЮ, уставом и локальными актами образовательной организации. Образовательная и воспитательная деятельность в нашем Центре в 2021 – 2022 учебном году осуществлялась на основе образовательных программ различной направленности: - художественная («Волшебный мир искусства», «Радуга», «Творчество + Мастерство», «Новая волна») - туристско – краеведческая («Юный спасатель»); - физкультурно – спортивная («Настольный теннис», «Легкая атлетика», «Самбо»). В учебный план включены общеобразовательные дополнительные программы с одно-, двух-, трех- и более сроками обучения, различные по направленностям деятельности, учитывающие возрастные категории учащихся. Выбор образовательных направлений деятельности Центра обусловлен необходимостью взаимообогащения школьного и дополнительного образования. Образовательный процесс в 2021-2022 учебном году осуществлялся в 23 группах: 11 – художественная направленность; 10 - физкультурно – спортивная; 2 - туристско – краеведческая направленность с общей численностью учащихся 322 ребенка. Предоставление образовательных услуг осуществляется на бесплатной основе. Посещать наш Центр может любой желающий учащийся в возрасте 6 – 18 лет. В 2021 2022 учебном году Центр творчества посещало 60 воспитанников из МКДОУ детский сад «Буратино», 8 учащихся – МКОУ «Теребенская средняя школа», 4 – МКОУ «Еленская средняя школа», 3 – МКОУ «Нехочская основная школа», 2 – МКОУ «Пеневичская основная школа», МКОУ «Хвастовичская средняя школа» - 245 обучающихся.. Обусловлено это, несомненно, близостью Центра и численностью учащихся данной школы. Педагогический процесс в нашем Центре направлен на формирование и создание для каждого ребёнка комфортной образовательной среды, среды неформального общения. Приоритетными направлениями работы Центра в 2021 - 2022 учебном году были: развитие творческих способностей учащихся. Создание системы поддержки талантливых детей, и их сопровождение в течение всего периода обучения в ОУ; формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся. Учебная деятельность Центра регламентируется учебным планом, в котором обозначены направленность творческого объединения, нагрузка, часы в неделю, в год; годы обучения учащихся; количество учащихся и групп/подгрупп по годам обучения. Учебный план выстроен в соответствии с основными требованиями СанПин. Для более полного и широкого охвата творческие объединения работали по расписанию все дни недели, кроме воскресения. Многие педагоги использовали различные формы занятий в выходные и каникулы: экскурсии, ярмарки - выставки, организация массовых мероприятий, конкурсов. Для проверки знаний педагоги проводят мониторинг реализации образовательных программ, который включает: вводную диагностику (в начале года), которая проходит в форме собеседования; промежуточную аттестацию, которая включает уровень освоения знаний, развития, умений; уровень развития творчества и социальной активности; итоговую аттестацию: в творческих объединениях художественной направленности – тестирование, выставки, отчетные концерты, мастер-классы, фестивали и конкурсы; в объединениях физкультурно – спортивной направленности – зачеты, сдача нормативов (в конце учебного года); в объединениях туристско-краеведческой направленности - защита творческих работ, рефераты, туристические походы, зачеты (в конце учебного года). Качество образования и его эффективность в наибольшей степени зависит от профессиональных характеристик педагогического коллектива, его квалификации, способности к восприятию нововведений. Высококвалифицированный педагогический коллектив – основа успешного функционирования и развития учреждений. Кадровая ситуация учреждения выглядит следующим образом: в 2021-2022 учебном году в Центре работало 10 педагогических работников (методист – 1, педагог – организатор – 1, педагоги дополнительного образования - 8). 5 работников имеют 1 квалификационную категорию, 5 - соответствие занимаемой должности. Одним из основных показателей результативности работы педагогов и уровня качества образовательной деятельности программ являются достижения учащихся на конкурсах различного уровня. По результатам 2021 – 2022 учебного года наши учащиеся неоднократно становились победителями и призерами, областных фестивалей, конкурсов, выставок: Всероссийский день бега «Кросс Нации» в Калужской области (сентябрь, 2021): 3 место - Сидоров Ярослав, т\о «Легкая атлетика», руководитель Брулева Т.А. чемпионат и первенство Калужской области по легкой атлетике (октябрь, 2021): 2 место команда т\о «Легкая атлетика»- педагог д\о Брулева Т.А.; чемпионат и первенство Калужской области по спортивному ориентированию (октябрь, 2021): 3 место – Матюшин Артем, Кулиниченко Валерия, руководитель Вождаев М. Д.; чемпионат и первенство Калужской области по самбо (октябрь, 2021): 1 место – Юркевич Данил, руководитель Юркевич В.О. областной смотр – конкурс «Лучший специалист системы физического воспитания» (октябрь, 2021) - участник – педагог д\о Вождаев М.Д. первенство Центрального федерального округа по самбо среди юниоров (январь, 2022) - 1 место – Юркевич Данил, т\о «Самбо», руководитель Юркевич В.О.; первенство Калужской области по дзюдо (январь, 2022) – 3 место - Юркевич Дарья, т\о «Самбо», руководитель Юркевич В.О.; VI межрегиональный турнир по самбо «Кубок «Пирсена» (январь, 2022) – 3 место Ермаков Матвей, т\о «Самбо», руководитель Юркевич В.О.; IV всероссийский дистанционный творческий конкурс «Страна талантов»- (январь, 2022) – 2 место - ансамбль «Мультикейс», т\о «Новая волна», руководитель Канайкина К.Ю.; XIX всероссийский детский экологический форум «Зеленая планета» -лауреатСоловьева Евгения, т\о «Хоббилэнд», руководитель Савинова Н.А.; региональный турнир по спортивному туризму - участник – команда «Азимут», т\о «Юный спасатель», руководитель Вождаев М.Д.; региональный этап Всероссийского открытого конкурса дополнительных общеобразовательных программ «Образовательный ОЛИМП» (март, 2022) участник – педагог д\о Панова М.Н.; первенство Калужской области по самбо (март, 2022) – 1 место - Юркевич Дарья, т\о «Самбо», руководитель Юркевич В.О.; Первенство ЦФО по самбо (март, 2022) – участник – Юркевич Данил, т\о «Самбо», руководитель Юркевич В.О.; чемпионат г. Калуги по спортивному туризму (апрель, 2022) - участник – команда «Азимут», т\о «Юный спасатель», руководитель Вождаев М.Д.; районная выставка-конкурс изобразительного искусства, декоративно-прикладного и технического творчества «Калужская мозаика» (апрель 2022)- 1 место - Жукова Екатерина, т\о «Творческая мозаика», руководитель Капуркина А.Е.; областная заочная выставка-конкурс изобразительного искусства, декоративноприкладного и технического творчества «Калужская мозаика» (май, 2022) - 2 место Ерохина Александра, т\о Хоббилэнд, руководитель Савинова Н.А.; областной конкурс детско – юношеского творчества по пожарной безопасности «Неопалимая Купина» (май, 2022) - 1 место - Семкина Дарья, т\о «Колорит», руководитель Панова М.Н.; областной слёт – соревнование «Школа безопасности» (май, 2022) - 1 место Матюшина Анна, т\о «Юный спасатель», руководитель Вождаев М.Д.; чемпионат и первенство Калужской области по спортивному ориентированию (июнь, 2022) - 3 место - Пикулева Полина, т\о «Юный спасатель», руководитель Вождаев М.Д.; чемпионат и первенство Калужской области по спортивному ориентированию (июнь, 2022) - 3 место - команда «Азимут», т\о «Юный спасатель», руководитель Вождаев М.Д.; чемпионат и первенство Калужской области по легкой атлетике (октябрь, 2022) - 2 место - команда т\о «Легкая атлетика»- руководитель Брулева Т.А. В 2021 – 2022 учебном году Центр творчества сотрудничал с 6 школами 1 детским садом района. Для данных образовательных организаций в течение учебного года проводились следующие мероприятия: - технической направленности (Конкурс детско – юношеского творчества по пожарной безопасности «Неопалимая Купина», фестиваль творчества юных по противопожарной тематике «Таланты и поклонники»); - художественно – творческой направленности (Фестиваль «Поэзия есть высший род искусства», заочный конкурс детского творчества «Дорога глазами детей», конкурс детского и юношеского литературного творчества и художественного слова «Дети и книга», Фестиваль детских театральных коллективов «Театральная юность России», выставка-конкурс изобразительного искусства и декоративно – прикладного творчества «Палитра ремёсел», Конкурс юных чтецов «Живая классика»); - патриотической направленности (Акция «Мы – граждане России!», конкурс сочинений, конкурс юных фотолюбителей «Юность России», конкурс детского творчества «Дети – Творчество – Право», акция «Я – гражданин России», конкурс «Доброволец года - 2017», Акция «Единый день выборов в органы ученического самоуправления», акция «Настоящий супергерой», приуроченная ко Дню Победы в Великой Отечественной войне, Акция «Письма Победы», в Великой Отечественной войне); приуроченная ко Дню Победы - эколого – биологической направленности (Экологическая акция «Найти и сохранить», конкурс фотографий «Мир вокруг нас», конкурс детского экологического рисунка); - туристко - краеведческой направленности (конкурс паспортов краеведческих объектов «Познай свой край», конкурс на лучшую краеведческую находку года, Фотоконкурс «Не устаем удивляться!»); - физкультурно – спортивной направленности (Районная спартакиада школьников, ГТО) Хочется отметить, что количество конкурсов с каждым годом растет, но при этом и количество участников также увеличивается. Все школы активно участвуют в данных мероприятиях и занимают призовые места, как на уровне района, так и на уровне области. Все итоги районных, областных и Всероссийских конкурсов размещены на нашем сайте. Также МКОУДО «ЦРТДЮ» ведет совместную деятельность со школами по развитию детского движения и добровольчества на территории района. В 2021 – 2022 учебном году во всех школах района активно работали 8 детских общественных объединений с общей численность 460 детей и 7 волонтерских отрядов в средних и основных школах с общей численностью в 68 обучающихся. Раздел 4. Перспективы и планы развития Основные результаты деятельности по итогам 2021 - 2022 года свидетельствуют о стабильности и эффективности функционирования и развития учреждения. Таким образом, в качестве позитивных аспектов развития деятельности МКОУДО «ЦРТДЮ» можно выделить: сформированность стабильного творческого педагогического коллектива единомышленников, стремящихся к достижению профессиональных и личностных высот, поддержанию высокого статуса организации; непрерывное развитие целостной сети детских секций, объединений, обеспечивающих удовлетворение разнообразных интересов и потребностей детей и родителей; увеличение спектра образовательных программ, привлекательных для обучающихся среднего и старшего возраста; осуществление деятельности по достижению качества образовательного процесса на основе применения современных образовательных технологий, особый акцент делался на развитие здоровьесберегающих и информационно-коммуникационных технологий; результативность образовательной деятельности подтверждается: данными, отражающими стабильность детского контингента, значительными творческими достижениями обучающихся при участии в конкурсах и соревнованиях, показателями по выполнению спортивных разрядов, положительной динамикой по количеству выпускников, прошедших полный курс обучения по дополнительным образовательным программам; доброжелательный микроклимат психологическую атмосферу. учреждения, позитивную эмоционально- Вышеперечисленные аспекты являются позитивными предпосылками для дальнейшего развития деятельности МКОУДО «ЦРТДЮ». Вместе с тем дальнейшее развитие требует постановки новых задач, направленных на повышение качества образования и удовлетворение социального запроса общества. Перед педагогическим коллективом МКОУДО «ЦРТДЮ» стоят задачи: обеспечение гражданского и социального становления личности на основе развития разнообразных форм творческих мероприятий: через участие в акциях, творческих встречах, экспедициях, концертных выступлениях, организации выставок патриотического содержания; развитие инфраструктуры организации, в том числе деятельность по материальнотехническому обеспечению; обучение педагогического коллектива эффективному использованию информационнокоммуникационных технологий в образовательном процессе; создание условий для дальнейшего развития информатизации образовательного процесса, расширения сфер использования педагогами информационнокоммуникационных технологий, в том числе развитие системы обобщения и распространения педагогического опыта через работу сайта; повышение профессионализма педагогов через организацию и участие в курсах повышения квалификации, участие педагогов в профессионально-творческих конкурсах, в том числе конкурсах проектов, научно-практических конференциях разного уровня; формирование системы по привлечению дополнительных средств на развитие материально-технической базы организации с целью повышения качества и результативности образовательного процесса.