Самоанализ муниципального казенного образовательного учреждения дополнительного образования «Центр развития творчества детей и юношества» Хвастовичского района Калужской области за 2022-2023 учебный год В самоанализе содержится информация о деятельности муниципального казенного образовательного учреждения дополнительного образования «Центр развития творчества детей и юношества» (далее – МКОУДО «ЦРТДЮ»). Цель самоанализа: обеспечение информационной открытости для широкой общественности в вопросах образовательной деятельности МКОУДО «ЦРТДЮ», результатах и проблемах его развития. Главной задачей данного самоанализа является ознакомление с работой МКОУДО «ЦРТДЮ», а также расширение круга социальных партнеров, повышение эффективности дополнительного образования детей в сотрудничестве с образовательными организациями. Раздел 1. Общая характеристика организации Полное наименование – муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр развития творчества детей и юношества» Хвастовичского района Калужской области. Краткое наименование – МКОУДО «ЦРТДЮ» Тип организации: образовательное учреждение дополнительного образования детей Вид организации: Центр развития творчества детей и юношества Организационно-правовая форма – казенное учреждение Учредитель – администрация МР «Хвастовичский район» Юридический адрес (местонахождение): 249364, с. Хвастовичи, ул. Димитрова, д. 1 Телефон: 848453 91 - 9- 17 Факс: 848453 91 - 9- 17 Адрес электронной почты: moudod-abramova@yandex.ru Основные виды деятельности: реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства; обеспечение необходимых условий для разностороннего личностного развития, адаптация к жизни в обществе, профессиональное самоопределение и организация творческого труда учащихся в возрасте преимущественно от 6 до 18 лет; формирование общей культуры и здорового образа жизни, удовлетворение потребности в занятиях физической культурой и спортом; организация содержательного досуга. Администрация учреждения: Директор: Сидоров Владимир Ильич 2.Организация образовательного процесса в МКОУДО «ЦРТДЮ» Социальная ситуация на современном этапе выдвигает на первый план личность, способную действовать уверенно, владеющую культурой жизненного самоопределения, умеющую адаптироваться в изменяющихся условиях, т.е. личность социальнокомпетентную. В процессе ее становления значительная роль отводится дополнительному образованию, вооружающему ребенка не суммой знаний учебных предметов, а целостной культурой, которая дает свободу самоопределения личности. Такую свободу может обеспечить только хорошее качественное дополнительное образование. Деятельность педагогического коллектива муниципального казенного образовательного учреждения дополнительного образования «Центр развития творчества детей и юношества» основана на признании ведущих принципов образования: признание прав ребенка на свободное самоопределение и самореализацию во внеучебной деятельности учреждений дополнительного образования; развитие индивидуальности каждого человека в условиях дополнительного образования; непрерывность образования в педагогически управляемой и лично регулируемой деятельности растущего человека. Дополнительное образование является востребованным как для самих детей, так и для их родителей. Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр развития творчества детей и юношества» осуществляет свою деятельность в соответствии с основополагающими руководящими документами: законом «Об образовании в Российской Федерации», Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, образовательной программой, программой развития ЦРТДЮ, уставом и локальными актами образовательной организации. Образовательная и воспитательная деятельность в нашем Центре в 2022 – 20223 учебном году осуществлялась на основе образовательных программ различной направленности: - художественная («Волшебный мир искусства», «Радуга», «Очумелые ручки», «Золотые ручки») - туристско – краеведческая («Спортивный туризм», «Пешеходный туризм»); - физкультурно – спортивная («Настольный теннис», «Легкая атлетика», «Самбо», «ОФП», «Юный атлет»). В учебный план включены общеобразовательные дополнительные программы с одно-, двух-, трех- и более сроками обучения, различные по направленностям деятельности, учитывающие возрастные категории учащихся. Выбор образовательных направлений деятельности Центра обусловлен необходимостью взаимообогащения школьного и дополнительного образования. Образовательный процесс в 2022-2023 учебном году осуществлялся в 24 группах: 10 – художественная направленность; 10 - физкультурно – спортивная; 4 - туристско – краеведческая направленность с общей численностью обучающихся 280 детей. Предоставление образовательных услуг осуществляется на бесплатной основе. Посещать наш Центр развития творчества может любой желающий ребёнок в возрасте 6 – 18 лет. В 2022 - 2023 учебном году учреждение посещало - 38 воспитанников из МКДОУ детский сад «Буратино», 17 учащихся – МКОУ «Теребенская средняя школа», 8 – МКОУ «Бояновичская средняя школа», 12 – МКОУ «Еленская средняя школа», 17 – МКОУ «Нехочская основная школа», 9 – МКОУ «Пеневичская основная школа», 5 – МКОУ «Подбужская основная школа», 8 – МКОУ «Колодясская начальная школа», 147 МКОУ «Хвастовичская средняя школа». Посещение учреждения детьми из разных школ наладилось благодаря открытию новых маршрутов ГКУ Калужской области «Школьный автобус». Педагогический процесс в нашем Центре направлен на формирование и создание для каждого ребёнка комфортной образовательной среды, среды неформального общения. Приоритетными направлениями работы Центра в 2022 - 2023 учебном году были: развитие творческих способностей учащихся. Создание системы поддержки талантливых детей, и их сопровождение в течение всего периода обучения в ОУ; формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся. Учебная деятельность Центра регламентируется учебным планом, в котором обозначены направленность творческого объединения, нагрузка, часы в неделю, в год; годы обучения учащихся; количество учащихся и групп/подгрупп по годам обучения. Учебный план выстроен в соответствии с основными требованиями СанПин. Для более полного и широкого охвата творческие объединения работали по расписанию все дни недели, кроме воскресения. Многие педагоги использовали различные формы занятий в выходные и каникулы: экскурсии, ярмарки - выставки, организация массовых мероприятий, конкурсов. Для проверки знаний педагоги проводят мониторинг реализации образовательных программ, который включает: вводную диагностику (в начале года), которая проходит в форме собеседования; промежуточную аттестацию, которая включает уровень освоения знаний, развития, умений; уровень развития творчества и социальной активности; итоговую аттестацию: в творческих объединениях художественной направленности – тестирование, выставки, отчетные концерты, мастер-классы, фестивали и конкурсы; в объединениях физкультурно – спортивной направленности – зачеты, сдача нормативов (в конце учебного года); в объединениях туристско-краеведческой направленности - защита творческих работ, рефераты, туристические походы, зачеты (в конце учебного года). Качество образования и его эффективность в наибольшей степени зависит от профессиональных характеристик педагогического коллектива, его квалификации, способности к восприятию нововведений. Высококвалифицированный педагогический коллектив – основа успешного функционирования и развития учреждений. Кадровая ситуация учреждения выглядит следующим образом: в 2022-2023 учебном году в Центре работало 9 педагогических работников (инструктор - методист – 1, педагог – организатор – 1, педагоги дополнительного образования - 7). 5 работников имеют 1 квалификационную категорию, 4 - соответствие занимаемой должности. Одним из основных показателей результативности работы педагогов и уровня качества образовательной деятельности программ являются достижения учащихся на конкурсах различного уровня. По результатам 2022 – 2023 учебного года наши учащиеся неоднократно становились победителями и призерами, областных фестивалей, конкурсов, выставок: первенстве Калужской области по легкой атлетике (сентябрь, 2022) - 2 место команда т\о «Юный атлет», руководитель Андропов Ю.А.; туристско- краеведческий слёт обучающихся Калужской области в виде «Кросс поход» (сентябрь, 2022) - 3 место команда т\о «Азимут», руководитель Вождаев М.Д.; чемпионат и первенство Калужской области по спортивному ориентированию (март, 2023) - 1 место – Кохтачев Никита, руководитель Вождаев М.Д.; чемпионат и первенство Калужской области по спортивному ориентированию (март, 2023) - 2 место – Лучкин Вадим, руководитель Вождаев М.Д.; чемпионат и первенство Калужской области по спортивному ориентированию (апрель, 2023) - 2 место – Кулиниченко Валерия, руководитель Вождаев М.Д.; областные соревнования Всероссийского детско – юношеского общественного движения «Школа безопасности» в виде «Комбинированные силовые упражнения» (май, 2023) - 3 место – Новикова Снежана, руководитель Вождаев М.Д.; межрегиональные соревнования по спортивному ориентированию «Жемчужины России» (июнь, 2023) - 3 место – Вождаева Эвелина, руководитель Вождаев М.Д.; областные соревнования по спортивному ориентированию «Туристический слет обучающихся» (июнь, 2023) - 1 место – Кулиниченко Валерия, руководитель Вождаев М.Д.; первенство Калужской области по легкой атлетике среди юношей и девушек (май, 2023) - 3 место – Скоморохин Олег, руководитель Брулева Т.А..; первенство Калужской области по легкой атлетике среди юношей и девушек (май, 2023) - 3 место – Шлянкрих Александра, руководитель Брулева Т.А..; первенство Калужской области по самбо (сентябрь, 2022) – 3 место -Пинчуков Ярослав, т\о «Самбо», руководитель Юркевич В.О.; областной военизированный кросс (октябрь, 2022) - 2 место - команда т\о «Легкая атлетика»- руководитель Брулева Т.А. всероссийский день самбо (ноябрь, 2022) – 2 место –Ермаков Матвей, т\о «Самбо», руководитель Юркевич В.О.; ХIХ всероссийский конкурс детско – юношеского творчества по пожарной безопасности «Неопалимая купина» (декабрь, 2022) – участник - Семкина Дарья – педагог д\о Панова М.Н.; региональный этап всероссийского природоохранного социально – образовательного проекта «Эколята – молодые защитники природы» (декабрь, 2022) – участник - Алексашкина Евгения – педагог д\о Панова М.Н.; региональный конкурс экологических рисунков - (март, 2023) – лауреат - Семкина Дарья – педагог д\о Панова М.Н.; областном конкурс детско – юношеского творчества по пожарной безопасности «Неопалимая Купина - (апрель, 2023) – 2 место – Воробьева Арина – педагог д\о Панова М.Н.; II областной дистанционный конкурс творческих работ «Душа моя, Масленица» (сентябрь, 2022) - 1 место - Рыжикова Анна, т\о «Творческая мозаика», руководитель Капуркина А.Е.; региональный этап фестиваля детских и педагогических проектов «Храм души» (март, 2023) - 3 место – Ерохина Александра, т\о «Хоббилэнд», руководитель Савинова Н.А.; региональный этап фестиваля детских и педагогических проектов «Храм души» (март, 2023) - 2 место – Кулакова Екатерина, т\о «Хоббилэнд», руководитель Савинова Н.А.; В 2022 – 2023 учебном году Центр творчества сотрудничал с 8 школами 1 детским садом района. Для данных образовательных организаций в течение учебного года проводились следующие мероприятия: - технической направленности (Конкурс детско – юношеского творчества по пожарной безопасности «Неопалимая Купина», фестиваль творчества юных по пожарной безопасности «Таланты и поклонники»); - художественно – творческой направленности (фестиваль «Поэзия есть высший род искусства», заочный конкурс детского творчества «Дорога глазами детей», конкурс детского и юношеского литературного творчества и художественного слова «Дети и книга», Фестиваль детских театральных коллективов «Театральная юность России», выставка-конкурс изобразительного искусства и декоративно – прикладного творчества «Палитра ремёсел», конкурс юных чтецов «Живая классика»); - патриотической направленности (Акция «Мы – граждане России!», конкурс сочинений, конкурс юных фотолюбителей «Юность России», конкурс детского творчества «Дети – Творчество – Право», акция «Я – гражданин России», конкурс «Доброволец года - 2017», Акция «Единый день выборов в органы ученического самоуправления», акция «Настоящий супергерой», приуроченная ко Дню Победы в Великой Отечественной войне, Акция «Письма Победы», приуроченная ко Дню Победы в Великой Отечественной войне); - эколого – биологической направленности (всероссийский природоохранный социально – образовательноый проект «Эколята – молодые защитники природы» экологическая акция «Найти и сохранить», конкурс фотографий «Мир вокруг нас», конкурс детского экологического рисунка); - туристко - краеведческой направленности (соревнования по спортивному ориентированию,конкурс паспортов краеведческих объектов «Познай свой край», конкурс на лучшую краеведческую находку года, Фотоконкурс «Не устаем удивляться!»); - физкультурно – спортивной направленности (Районная спартакиада школьников, ГТО) Хочется отметить, что количество конкурсов с каждым годом растет, но при этом и количество участников также увеличивается. Все школы активно участвуют в данных мероприятиях и занимают призовые места, как на уровне района, так и на уровне области. Все итоги районных, областных и Всероссийских конкурсов размещены на нашем сайте. Также МКОУДО «ЦРТДЮ» ведет совместную деятельность со школами по развитию детского движения и добровольчества на территории района. В 2022 – 2023 учебном году во всех школах района активно работали детские общественные объединения и волонтерские отряды. Раздел 4. Перспективы и планы развития Основные результаты деятельности по итогам 2022 - 2023 года свидетельствуют о стабильности и эффективности функционирования и развития учреждения. Таким образом, в качестве позитивных аспектов развития деятельности МКОУДО «ЦРТДЮ» можно выделить: сформированность стабильного творческого педагогического коллектива единомышленников, стремящихся к достижению профессиональных и личностных высот, поддержанию высокого статуса организации; непрерывное развитие целостной сети детских секций, объединений, обеспечивающих удовлетворение разнообразных интересов и потребностей детей и родителей; увеличение спектра образовательных программ, привлекательных для обучающихся среднего и старшего возраста; осуществление деятельности по достижению качества образовательного процесса на основе применения современных образовательных технологий, особый акцент делался на развитие здоровьесберегающих и информационно-коммуникационных технологий; результативность образовательной деятельности подтверждается: данными, отражающими стабильность детского контингента, значительными творческими достижениями обучающихся при участии в конкурсах и соревнованиях, показателями по выполнению спортивных разрядов, положительной динамикой по количеству выпускников, прошедших полный курс обучения по дополнительным образовательным программам; доброжелательный микроклимат психологическую атмосферу. учреждения, позитивную эмоционально- Вышеперечисленные аспекты являются позитивными предпосылками для дальнейшего развития деятельности МКОУДО «ЦРТДЮ». Вместе с тем дальнейшее развитие требует постановки новых задач, направленных на повышение качества образования и удовлетворение социального запроса общества. Перед педагогическим коллективом МКОУДО «ЦРТДЮ» стоят задачи: обеспечение гражданского и социального становления личности на основе развития разнообразных форм творческих мероприятий: через участие в акциях, творческих встречах, экспедициях, концертных выступлениях, организации выставок патриотического содержания; развитие инфраструктуры организации, в том числе деятельность по материальнотехническому обеспечению; обучение педагогического коллектива эффективному использованию информационнокоммуникационных технологий в образовательном процессе; создание условий для дальнейшего развития информатизации образовательного процесса, расширения сфер использования педагогами информационнокоммуникационных технологий, в том числе развитие системы обобщения и распространения педагогического опыта через работу сайта; повышение профессионализма педагогов через организацию и участие в курсах повышения квалификации, участие педагогов в профессионально-творческих конкурсах, в том числе конкурсах проектов, научно-практических конференциях разного уровня; формирование системы по привлечению дополнительных средств на развитие материально-технической базы организации с целью повышения качества и результативности образовательного процесса.