Сидоров
Владимир
Ильич
Подписан: Сидоров Владимир Ильич
DN: C=RU, OU=Директор, O="
МКОУДО ""ЦРТДЮ""", CN=Сидоров
Владимир Ильич,
E=moudod-abramova@ya.ru
Основание: Я являюсь автором
этого документа
Местоположение: место подписания
Дата: 2021.02.24 11:55:47+03'00'
Foxit Reader Версия: 10.1.1
1.Введение. Основные задачи программы
2. Описание учреждения. Структура образовательной среды
2.1. Информационная справка
2.2.Организация образовательного процесса
2.3. Характеристика контингента
2.4. Образовательные программы
3. Образовательная политика
4. Основные направления и пути реализации программы
на разных ступенях обучения
5. Кадровое обеспечение
6. Мониторинг выполнения образовательной программы
7. Управление реализацией образовательной программы
8.Заключение
2
1.Введение
Данная образовательная программа – многофункциональный документ, отражающий
реальное состояние МКОУДО «Центр развития творчества детей и юношества»
Хвастовичского района Калужской области (далее по тексту - Учреждение), в реализации
услуг дополнительного образования детей, в соответствии с особенностями и возможностями
Учреждения, а также перспективы его развития.
Нормативно-правовой базой образовательной программы являются:
Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года N 273-РФ,
Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
(от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ),
Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 20132020 годы (утверждена распоряжением Правительства РФ от 22.11.2012 г. № 2148-р),
Устав МКОУДО «ЦРТДЮ».
Цель образовательной программы - создание максимальных условий и механизма
развития дополнительного образования детей средствами Учреждения
в условиях
модернизации дополнительного образования.
Образовательная программа Учреждения предназначена удовлетворять потребности:
Учащихся:
- в получении качественного бесплатного дополнительного образования по
образовательным программам, реализуемым Учреждением;
- в выборе объединения, педагога, образовательной программы и формы получения
дополнительного образования в соответствии с потребностями, возможностями и
способностями;
- в обучении по индивидуальным планам и по ускоренному курсу обучения;
Общества и государства:
– в совершенствовании системы дополнительного образования детей, призванной
обеспечить необходимые условия для создания среды, способствующей расширенному
воспроизводству знаний, развитию мотивации учащихся к самообразованию, развитию их
творческих способностей,
включения в
социально
полезную
деятельность,
профессионального и личностного самоопределения детей, самореализации и
самовоспитания, адаптации их к жизни в обществе, формированию толерантного сознания,
организации содержательного досуга и занятости;
Образовательных организаций
- в организации дополнительного образования в школах педагогическими работниками
Учреждения на основе договоров сотрудничества;
Учреждения культуры и других социальных партнеров
- в предоставлении выездных творческих выступлений и реализации совместных
проектов;
Выпускника Учреждения
- в социальной адаптации.
Основные задачи программы
3
1.Обеспечение современного качества и доступности услуг по направленностям деятельности
Учреждения в интересах личности, общества, государства.
2.Совершенствование содержания, организационных форм, методов и технологий
дополнительного образования детей.
3.Развитие дополнительного образования детей как открытой государственно-общественной
системы на основе распределения ответственности между субъектами образовательной
политики и повышения роли всех участников образовательного процесса – учащихся,
педагогов, родителей.
2. Описание учреждения. Структура образовательной среды
2.1. Информационная справка
Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования
«Центр развития творчества детей и юношества» Хвастовичского района Калужской области –
это современное многопрофильное образовательное учреждение дополнительного
образования детей, объединяющее педагогов дополнительного образования, методистов,
администрацию и 273 учащихся от 6 до 18 лет. Многие из них занимаются здесь в течение 3-4
и более лет, получая в итоге допрофессиональную подготовку.
Юридический адрес:
249360, Калужская область, с. Хвастовичи, ул. Димитрова, д. 1.
Фактический адрес:
249360, Калужская область, с. Хвастовичи, ул. Димитрова, д. 1.
Учредитель: Муниципальное образование «Муниципальный район «Хвастовичский район»
Калужской области
Основные направления деятельности в соответствии с реализуемыми
образовательными программами
Учреждение предоставляет дополнительные образовательные услуги по следующим
основным направленностям образовательной деятельности: художественная, физкультурноспортивная, туристско-краеведческая.
2.2.Организация образовательного процесса
Режим работы учреждения
Учреждение осуществляет бесплатное обучение, исходя из государственной гарантии прав
граждан на получение бесплатного образования. Образовательная деятельность
осуществляется во время, свободное от занятий детей в общеобразовательных организациях,
с учетом утвержденного учебного плана и дополнительных общеобразовательных программ.
В Учреждении организуется работа с детьми в возрасте от 6 до 18 лет в течение всего
календарного года – 36 недель. Комплектование обучающихся в объединениях производится
с 25 мая по 15 сентября; в объединениях первого года обучения и вновь формирующихся
объединениях занятия начинаются с 15 сентября, в остальных объединениях учебный год
начинается с 10 сентября. Учебный год в различных объединениях Центра заканчивается 2531 мая.
С 1 июня Центр на основании приказа директора переходит на летний режим работы.
В период школьных каникул объединения Центра могут продолжать работу по
программе, могут работать по специальному расписанию с переменным составом, могут
использовать учебное время для проведения массовых мероприятий, экскурсий, походов,
экспедиций и т.п. В каникулярное время Центр может для выполнения практической части
программ организовывать палаточные лагеря. Также во время летних каникул создаются
группы на базе летних оздоровительных лагерей с дневным пребыванием детей
общеобразовательных учреждений района, группы детей, выезжающие в творческие
4
профильные, оздоровительные лагеря, а также обучающиеся принимают участие во
всероссийских конкурсах и фестивалях.
Учебные занятия детей могут проходить в любой день недели, включая субботу,
воскресенье и каникулы.
Обучение детей производится в форме учебных занятий в одновозрастных или
разновозрастных группах творческих объединений (студия, ансамбль, отряд, объединение),
которые организуются ежегодно на основании учета интересов детей, потребностей семьи,
образовательных организаций. Каждый ребенок имеет право одновременно заниматься в
нескольких объединениях, менять их.
Расписание занятий составлено с учетом того, что они являются дополнительной
нагрузкой к учебной работе воспитанников. Занятия начинаются не ранее 12.00 часов,
оканчиваются не позднее 20.00 часов, проводятся в одну смену. При проведении учебных
занятий через каждые 25-45 минут организуется 10 минутный перерыв для отдыха и
проветривания помещений.
2.3. Характеристика контингента
По состоянию на 01.09.2019 года в Учреждении занимается 273 воспитанника в возрасте
от 6 до 18 лет.
2.4. Образовательные программы
Педагогический коллектив предлагает учащимся свободный выбор дополнительных
общеобразовательных программ в соответствии с
их интересами, склонностями и
способностями.
Образовательные программы Учреждения основаны на следующих принципах:
общедоступность, единство обучения, личностная ориентация, креативность, массовость,
воспитания и развития.
Сочетание массовости и личностной ориентации определяет установку на создание новых
комплексных по содержанию, видам и формам деятельности проектов. Удовлетворение
индивидуальных потребностей реализуется через формирование системы
программ,
интегрирующих формы познавательной, коммуникативной досуговой деятельности.
Общедоступность обеспечивается многоуровневым характером общеобразовательных
программ, позволяющим каждому желающему освоить соответствующее его индивидуальным
возможностям и потребностям содержание.
Ориентация на развитие креативности отражается в создании условий для практического
применения в различных областях жизнедеятельности. Общеобразовательные программы
включают в себя все основные сферы взаимодействия человека с предметной средой,
предоставляют возможность ребенку проявить себя в деятельностных сферах: "человек человек", "человек - художественный образ".
Таким образом, опыт педагогического коллектива и социально-педагогические задачи,
стоящие перед нами, определили систему образования, в основе которой лежит свободный
выбор ребенком деятельности, которая ему интересна и доступна.
Для проектирования образовательных программ, учебных планов и формирования
индивидуального маршрута ребенка в Учреждении разработан общекультурный
образовательный
уровень,
который
предполагает
расширение
кругозора
и
информированности в определенной образовательной области. Развитие навыков общения и
умений совместной деятельности в освоении программы, адаптацию в коллективе.
3. Образовательная политика
5
Педагогическим коллективом были определены приоритетные направления
образовательной политики Учреждения, а именно это - свободный выбор ребенком видов и
сфер деятельности; ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка;
возможность свободного самоопределения и самореализации ребенка; единство обучения,
воспитания, развития; обновление структуры и содержания образования.
Перечисленные позиции составляют концептуальную основу развития содержания
образовательной деятельности Учреждения, которые соответствуют главным принципам
гуманистической педагогики: признание уникальности и самоценности человека, его права на
самореализацию, личностно-равноправная позиция педагога и ребенка, ориентированность на
его интересы, способность видеть в нем личность, достойную уважения.
Основной целью деятельности Учреждения является развитие мотивации личности к
познанию и творчеству, становление творческой индивидуальности,
удовлетворение
потребностей личности в интеллектуальном, культурном, нравственном и духовном
развитии.
Цель достижима в процессе деятельности. Исходя из того, что конечным продуктом
(результатом)
деятельности образовательного
процесса является выпускник с
прогнозируемыми (в процессе целеполагания) качествами.
Выпускник, который сможет самостоятельно выстраивать свою деятельность и поведение,
планировать будущее и осуществлять настоящее в согласии с образом достойного Человека,
т.е. владеет следующими характеристиками:
интеллектуальной
- мне очень нравиться познавать мир, умею
критически мыслить, стремлюсь к расширению
кругозора,
- владею компьютером,
- полученные знания применю в жизни,
коммуникативной
- умение работать в коллективе,
- критически осмысливать свои поступки, умению
управлять своим поведением и чувствами,
- слушать и слышать других, умение устанавливать
контакты,
- способен к адекватной самооценке своих
способностей и возможностей,
общекультурной
Я люблю свою семью, близких.
Я люблю свое село, уважительно отношусь к
нации.
Знаю традиции культуры русского народа
6
творческой
Творческая самореализация
Оригинальность творческих решений
Оперативность и гибкость в принятии творческих
решений
Таким образом, наш выпускник, будет более подготовлен к жизненным условиям, он учиться
придумывать и делать выбор, получает возможность профессионального и личного
самоопределения
4. Основные направления и пути реализации программы
на разных ступенях обучения
Центр развития творчества детей и юношества как муниципальное учреждение
дополнительного образования детей вместе с другими образовательными учреждениями
других типов и видов, составляет целостную образовательную систему, строящуюся, прежде
всего с учётом интересов детей и запросов семьи в целом, а также возможностей и перспектив
экономического, демографического, социально-культурного развития Хвастовичского района.
Организация всем спектром предоставляемых им образовательных услуг создаёт
вариативный уровень образования, позволяющий индивидуализировать образовательный путь
детей различных возрастных групп, реализуя их творческий потенциал, социальные запросы и
устремления, естественную потребность в самоопределении. Каждая образовательная область
в зависимости от местных условий, материально-технической оснащённости, научнометодической и кадровой обеспеченности представлена набором соответствующих
образовательных программ. Реализуемые в Учреждении образовательные программы
являются модифицированными (адаптированными) утверждены на педагогическом совете
МКОУДО «Центр развития творчества детей и юношества»». Набор дополнительных
общеобразовательных программ позволяет обеспечить полноту всего образовательного
процесса учащихся различных возрастных групп, создавать содержательную и
технологическую преемственность этапов обучения.
Учебный план 2019-2020 учебного года составлен с учётом условий функционирования
и реальных возможностей Учреждения.
Планом определены:
- перечень дополнительных общеобразовательных программ по направленностям;
- годовая и недельная учебная нагрузка по каждой возрастной группе детей;
- недельная часовая нагрузка педагога ДО.
Цель учебного плана отражает современную направленность дополнительного
образования – развить творческие способности детей посредством формирования их
познавательных интересов, самостоятельности мышления, удовлетворения потребности в
труде и подготовки к свободному осознанному выбору
будущей профессиональной
деятельности.
Для реализации этой цели важно решить следующие задачи:
- создать условия для развития личности каждого ребёнка, раскрытия его способностей к
творчеству;
- создать индивидуально-ориентированный подход к развитию личности, удовлетворяющий её
духовно-нравственные, интеллектуальные, физические потребности;
7
- помочь развить способность личности к самостоятельному решению проблем и постоянному
самообразованию через стимулирование творческой активности;
- обеспечить взаимное сотрудничество педагога дополнительного образования и учащихся, а
также их родителей;
- создать творческую атмосферу и установить контакт с каждым учащимся.
Учебным планом определен максимальный объем учебной нагрузки учащихся.
Каждому учащемуся обеспечиваются равные возможности доступа к знаниям,
предоставляется разноуровневый по сложности и трудности усвоения программный материал,
создаются условия для раскрытия творческих, интеллектуальных, духовных, физических
способностей ребенка с целью его успешного самоопределения.
В зависимости от психолого-педагогических характеристик и возрастных особенностей
учащихся продолжительность занятий меняется соответственно образовательному уровню:
- первый год обучения – от 1 до 4 часов в неделю (36, 72, 108, 144 часов в год),
- второй и последующие года обучения – от 4 до 12 часов в неделю (144, 180, 216, 252, 288,
324, 360, 396, 432 часов в год).
Численный состав объединений определяется Санитарно-эпидемиологическими правилами
и нормативами, Уставом учреждения и в соответствии с образовательными программами
детских объединений:
- на 1 году обучения –10- 12 человек,
- на 2 году – 8-10 человек,
- на 3-ем и последующих годах обучения – не менее 6 человек.
Набор учащихся в творческие объединения по образовательным программам проводится
с учётом их склонности художественному моделированию, декоративно-прикладному
искусству и т.п. Поэтому при комплектовании групп педагоги тактично и доброжелательно
проводят собеседование с детьми и родителями, чтобы помочь в выборе вида деятельности
дополнительного образования.
Образование детей в возрасте от 6 до 18 лет осуществляется в одновозрастных и в
разновозрастных объединениях по интересам. Каждый ребенок имеет право заниматься в
одном или нескольких объединениях разного профиля, менять их.
Учебным планом Учреждения предусмотрена индивидуальная работа с учащимися по
следующим образовательным областям: народное пение, вокальное пение, изодеятельность,
декоративно-прикладное творчество; индивидуальная работа с одаренными детьми и
коррекции.
Учебный план предусматривает индивидуальную траекторию развития ребенка, реализуя
принципы личностно-ориентированного образования через индивидуальные, подгрупповые,
групповые формы занятий.
Освоение образовательных программ предусматривает проведение 1 раз в полугодие
промежуточной аттестации и в конце учебного года итоговой аттестации обучающихся.
Промежуточной и итоговой аттестации подлежат все учащиеся МКОУ ДО «Центр развития
творчества детей и юношества».
МКОУДО «Центр развития творчества детей и юношества» самостоятельно в выборе
системы оценок, формы и порядка аттестации обучающихся. Определение уровня освоения
учащимися дополнительных образовательных программ может проводиться по результатам
тестирования, анкетирования, защиты проектов, выполнения творческих работ, работ учебноисследовательского, научного, опытно-экспериментального, творческого, прикладного и
практического характера, предусмотренных программами, а также по итогам мероприятий
(олимпиад, выставок, конкурсов, конференций, смотров, фестивалей, соревнований и др.), и
8
в других формах. Участие воспитанников в районных и областных мероприятиях может
считаться формой промежуточной и итоговой аттестации. По итогам аттестации происходит
перевод учащегося на следующую ступень освоения образовательной программы.
Каждый год обучения фиксируется посредством промежуточной и итоговой
аттестации учащихся. Выпускники, прошедшие полный курс обучения по программе,
проходят итоговую аттестацию в форме защиты творческих проектов, рефератов,
тестирования, концертной деятельности и др.
Учебный план составлен в пределах фонда заработной платы, предусмотренной на оплату
труда педагогов дополнительного образования и не превышает его (12,33 ставки педагога
дополнительного образования).
9